Он родился 235 лет назад
Цирк (от латинского "circus",буквально - "круг") - один из самых древних видов сценического искусства. Он включает акробатику, жонглирование, дрессировку, клоунаду, иллюзионное искусство.
Традиция увеселительных представлений существовала уже в Древнем Египте и Древней Греции, о чем свидетельствуют фрески и изображения на древних вазах. Само понятие "цирк" как обозначение места для зрелищ появилось в Древнем Риме. Так назывались громадные амфитеатры, где устраивались бои гладиаторов и конные ристалища. В средние века цирк обитал под открытым небом. Бродячие артисты передвигались из страны в страну на крытых тентами повозках, выступая на ярмарках и площадях во время народных праздников. Первый постоянно действующий цирк появился в XVIII веке в Англии. В 1769 году отставной старший сержант королевских драгун Филипп Эстли (Астлей) организовал в Лондоне первое в Европе театрализованное представление в здании с круглой ареной и крышей в форме купола.
Ранее, вернувшись с военной службы, Эстли основал в Лондоне школу верховой езды. Там он стал демонстрировать мастерство наездников. Ставились конные представления. Вскоре для этих спортивно-акробатических зрелищ было построено специальное здание, получившее название "Амфитеатр Эстли". Здание имело архитектурные признаки современного цирка
- куполообразная крыша, круглая форма зрительного зала, расположение манежа, и оркестра.
Первоначально круглый манеж в цирке существовал исключительно для лошадей, другие номера могли исполняться на любой площадке. В цирке Эстли преобладали конные номера: фигурная езда, дрессировка, жокеи-акробаты, "живые пирамиды из наездников", которые строились на полном скаку. Эстли первым показал вольтижировку - комплекс гимнастических упражнений на лошади, движущейся шагом, рысью и галопом по кругу.
Ему также принадлежит заслуга определения диаметра цирковой арены - 42 фута (13 метров), которая была выбрана таким образом, чтобы для наездника скачущей лошадью создавалась оптимальная центробежная сила. При езде по кругу наезднику легче удержать равновесие, стоя на спине лошади. Диаметр манежа в 13 метров и сегодня принят во всем мире.
Конные представления Эстли становились все более сложными и сочетались с другими жанрами цирка. Ставились целые сюжетные музыкальные спектакли, феерии и мелодрамы на исторические темы, включавшие фехтование и конные батальные сцены. В программе появились дрессировщики собак, канатные плясуны, акробаты, клоуны, жонглеры и пантомима.
Филипп Эстли стал основателем первой цирковой династии. Он строил и организовывал аналогичные предприятия в других городах. В 1782 году открылся филиал его театра в Париже. Переходя от одного антрепренера к другому, меняя свое название, "Амфитеатр Эстли" просуществовал до 1895 года и был одним из самых популярных увеселительных заведений Лондона первой половины XIX века.
Калининград еще Карандаша помнит
Виталий ВОРОБЬЕВ, академик циркового искусства, артист цирка:
В калининградский цирк-шапито я приезжаю второй раз. Если честно, у нас, в Москве, да и вообще - в России, не было серьезного отношения к местному цирку. Известные артисты бывают здесь наскоками, был однажды в Калининграде даже знаменитый клоун Карандаш. Люди, кто постарше, его должны помнить. Калининградцы, как мне показалось, сами недостаточно любят свой цирк. А между тем цирков-шапито в России всего 24, в то время как стационарных - 40.
Нашу программу, которая принадлежит Российской государственной цирковой компании, горожане смогут смотреть до конца мая. Дрессированные кошки, медведи и собаки, самые сильные в мире акробатические номера, воздушные гимнасты, жонглеры, большая клоунская группа - все это надо видеть! Ведь цирк приходят не слушать, его приходят смотреть.