В художественном отделе Вологодского государственного музея-заповедника открылась выставка "Каргопольские куклы Елены Диковой".
Изготовлением кукол занимаются сейчас во многих семьях, несмотря на то что в магазинах нет недостатка в игрушках. Однако изготовить куклу своими руками вместе с ребенком - это в тысячу раз интереснее и полезнее, чем купить в магазине, пусть и очень красивую.
Отношение к кукле на Руси всегда было серьезным, ее никогда не считали безделицей, пустяком, ведь через нее ребенок познавал мир, развивал свое воображение, способности, учился общению. Кукла не была только девичьей забавой, в нее играли раньше вместе и девочки, и мальчики. Существовало поверие, что чем больше ребенок играет куклами, тем благополучнее будет в семье. Однако как только на мальчиков надевали порты, а на девочек сарафан или юбку, их игры становились разными. Девушки же играли в куклы иногда и после своего замужества. И если молодая жена привозила с собой в новый дом короб с куклами, над ней не смеялись, а свекор строго следил, чтобы никто из домочадцев не доглядывал за ней, если она в краткие минуты отдыха, уединясь в укромном уголке, играла в куклы.
Елена Дикова, член союза художников России, привезла из Каргополя в Вологду свою авторскую коллекцию кукол. В ней около 200 экспонатов, забавных и серьезных, веселых и сдержанно-суровых, но милых сердцу, несущих энергетику добра и любви.
Елена Ивановна - настоящий исследователь традиционного народного быта русского Севера, она собрала большой материал по этнографии, переняла различные способы изготовления кукол у старых мастеров Каргополья. В ее "театре" есть коллекции кукол, представляющих легенды об истории города Каргополя, комплексы, посвященные занятиям поморов, сельским будням и праздникам. Произведения Диковой этнографически достоверны, она не пренебрегает малейшими деталями как в одеждах, прическах, аксессуарах, так и в тех предметах, которые помогают раскрыть образ или сюжет. Так, разрабатывая тему "Сенокос", художница одевает кукол в ритуальные рубахи-сенокосницы, украшенные архаической вышивкой, вкладывает им в руки расписные грабельки, глиняные кувшинчики, в которых крестьянки носили квас или молоко. Ее кукла "невеста из Никольского уезда" в нарядном кубовом сарафане, белой рубахе с браным ткачеством на плечевых вставках - поликах, на ней пояс - "радужка", характерный для этой местности, а на голове вместе с девичьей повязкой надет "честной" вязаный колпак, который был непременным атрибутом просватанной девушки в северо-восточных уездах Вологодской губернии.
Самый большой комплекс на выставке посвящен каргопольской свадьбе. Жених с невестой, сваха, дружка с полотенцем через плечо, родители, встречающие молодых с иконой, гости - поезжане, гармонист - все персонажи доносят до нас старинный свадебный обряд. В нарядах использованы не современные ткани, имитирующие старые материалы, а кусочки подлинной парчи, позумент, рубленый перламутр и бисер ХIХ века.
Клоуны и скоморохи, офени и раешники - пестрый ярмарочно-балаганный мир народного праздника, отраженный в произведениях художницы, "крутиться" веселой каруселью на выставке Елены Диковой в Вологде, напоминая каргопольскую "Ляпачиху".