Дочь Мороза и Весны хороша собой и ни на кого не похожа
В преддверии Нового года на сцене Московского детского музыкального театра имени Н. И. Сац родилась Снегурочка. Дочь Мороза и Весны хороша собой, независима и ни на кого не похожа. Она свежа, молода и у нее все впервые - новая музыка, новые костюмы и декорации, новая хореография.
Новостью стало и само появление балета "Снегурочка" - впервые в российской практике инициатором постановки спектакля выступил не театр, а независимая организация. Региональный благотворительный общественный фонд "Российский национальный балет" создан солистом Большого театра Ринатом Арифулиным и бывшим премьером Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Валерием Лантратовым для профессиональной помощи балетным коллективам.
Не секрет, что детский музыкальный переживает сегодня не лучшие времена - недостаточное финансирование и отсутствие внимания со стороны государства привели к постоянной текучке творческого состава, не говоря уже о букете других проблем. Фанаты своего дела во главе с директором Виктором Проворовым и худруком балета Владимиром Кирилловым не в силах сохранить лучших педагогов и танцовщиков - для этого в условиях рыночной экономики нужны средства, которых хронически не хватает.
Сотрудничество театра Сац и фонда "Российский национальный балет" - попытка вывести балетную труппу из затяжного кризиса. Для этого были приглашены известный хореограф Иван Фадеев и ассистент балетмейстера, артистка Большого театра Наталья Выскубенко. Завершением первого этапа совместной работы и стала премьера "Снегурочки".
Театр Сац традиционно не чужд новизне - не счесть мировых премьер опер и балетов, впервые увидевших свет именно на этой сцене. Поэтому и предложение "РНБ" привлечь к созданию спектакля молодого композитора Владимира Соколова было встречено с энтузиазмом. На сюжет пьесы-сказки Александра Николаевича Островского Соколов сочинил очаровательную современную музыку, пронизанную темами русских обрядов и народных праздников. Либретто написали заведующая литературной частью театра
Роксана Сац-Карпова и постановщик балета Иван Фадеев. А известная театральная художница Ксения Шимановская сделала удивительные кружевные, наполненные светом и воздухом декорации и одела героев спектакля в яркие, сказочные одежды.
Хореография Ивана Фадеева всегда остро современна, точна, порой гротескна. Такими были все его постановки в русском камерном балете "Москва" - "Смотрины", "Золотой петушок", "Алиса". Не исключение и нынешняя "Снегурочка". Хореограф заметно вырос и многому научился - его почерк стал определеннее, режиссерские решения смелее, хореографическая лексика богаче.
Фадеев и Выскубенко провели с артистами балета огромную работу - неровная и довольно рыхлая труппа выровнялась и почти безукоризненно выполняла все остроумные и достаточно сложные задумки хореографа. Особо стоит отметить всех исполнителей ролей Скоморохов - им достались наиболее трудные и виртуозные пластические партии.
Один из серьезных пробелов здешней балетной труппы - отсутствие сильных и хорошо выученных солистов-личностей (думаю, это беда не только театра Сац). Поэтому логичным выглядит решение Ивана Фадеева пригласить на партию Леля ведущего солиста Большого театра Яна Годовского. 'Удивительно, но, на мой взгляд, только в хореографии Фадеева Годовский, работающий с ним не первый раз, раскрывается полностью. Довольно сухой и рациональный танцовщик, очень "правильный", точный и отстраненный, он как будто сбрасывает внешнюю оболочку и становится самим собой - где-то озорным и обаятельно веселым, где-то тонким, думающим и трепетно нервным. Лель Яна Годовского - абсолютно новая страница биографии артиста, его победа, обещающая очень многое.
Чудесной Снегурочкой стала Надежда Твердохлебова - шаловливой, открытой, девически чистой и нежной. А вот Мизгирь - Сергей Татаркин лишь в какие-то моменты смог приблизиться к образу, задуманному балетмейстером. Да и его танцы оставляли желать лучшего. Прямо противоположная ситуация с Купавой Елены Музыки - слишком много экспрессии, чересчур много актерской игры, не всегда внятной. Излишний апломб и наигрыш не в состоянии скрыть технические изъяны. То же, к сожалению, можно сказать и об исполнителях партий Мороза - Олеге Монтоеве и Весны - Эльвире Мавлютовой. Нехватка профессиональных данных и школы мешает созданию полноценных образов.
Доброе слово нужно сказать о музыкальном руководителе постановки и дирижере Константине Хватынце. Преодолевая все мыслимые и немыслимые сложности, ведомый им оркестр попытался исполнить блестящую партитуру, созданную Владимиром Соколовым, насколько возможно близко к оригиналу.
Первый опыт сотрудничества фонда "Российский национальный балет" и театра Сац оказался успешным. Балетная труппа под руководством талантливого хореографа Ивана Фадеева сделала важный шаг к постижению нового хореографического языка, а зрители получили красочный, веселый и мудрый спектакль.