Скажи, пожалуйста, кем твои родственники были во время войны, чем занимались?
Воевали на передовой 39,73%
Работали в колхозе 21,92%
Служили в медицинских частях и госпиталях 16,44%
Работали в тылу на производстве 16,44%
Были партизанами 9,59%
Затрудняюсь ответить 8,22%
Жили на оккупированных территориях 6,85%
Содержались в фашистских концлагерях 6,85%
Ничего не знаю об этом 4,11%
Другое 4,11%
Были эвакуированы на новое место жительства 4,11%
Были репрессированы (отбывали наказание в ГУЛАГе) 1,37%
[Графические материалы:
Материалы доступны в бумажной версии издания]
***
Что лично для тебя значит день 9 Мая?
День памяти героев войны 81,08%
Праздник с военным парадом и красочным салютом 52,30%
Поздравления ветеранов 46,82%
Широкий народный праздник 28,72%
Повод встретиться и погулять с друзьями 23,45%
Поездки на дачу, природу 12,50%
Обычный выходной день 12,50%
Праздник, на который собирается вся семья 8,11%
Другое 5,41%
[Графические материалы:
Материалы доступны в бумажной версии издания]
***
Как ты понимаешь выражение "участвовать в Великой Отечественной войне"?
Сражаться на передовой или в партизанском отряде 61,73%
Совершить храбрый поступок, мужественный подвиг 49,39%
Служить в Красной Армии 38,52%
Работать в тылу на военном производстве 26,12%
Пережить оккупацию, блокаду 23,835%
Быть награжденными медалями, орденами 21,94%
Просто жить в годы войны 17,86%
Работать в тылу 10,97%
Затрудняюсь ответить 1,53%
Другое 1,53%
Работать или помогать немецким частям 0,00%
[Графические материалы:
Материалы доступны в бумажной версии издания]
***
В преддверии 60-летия Победы в Великой Отечественной войне научно исследовательский центр "Регион" провел социологическое исследование, целью которого было изучение механизма передачи внутри семей воспоминаний о войне. Было проведено два вида исследования: собирались фокус-группы, состоящие из детей, их родителей и ветеранов, и опрос школьников. Были опрошены ученики 6-9-х классов 1, 29, 11, /2-й школ. Им задавали вопросы о восприятии войны (что для них значит День Победы) и насколько глубоко они посвящены в семейные военные истории.
В результате отмечено, что когда внуки, дети начинают спрашивать своих бабушек и дедушек о воине, те отказываются говорить, отделываясь парочкой постоянных историй. К тому же роль женщин-участниц войны явно занижается. Работа в тылу, жизнь в оккупации не воспринимается как участие в ней.
И это важная проблема. Мы не вправе думать, что войну выиграли только солдаты, что работа и жизнь в тылу не являлась подвигом. Люди обязаны осознавать, что сам факт участия женщин в войне - уже ни с чем не сравнимый подвиг.
Настанет тот день, когда не останется в живых ни тружеников тыла, ни рядовых солдат, прошедших от Москвы до Берлина, ни штабных офицеров. Но должна остаться память.