На Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования программа волгоградского клуба «Честь имею» произвела фурор
На днях руководитель военно-патриотического объединения «Честь имею», которое вот уже более десяти лет действует на базе детско-юношеского центра Краснооктябрьского района, Павел Богданов вернулся из Санкт-Петербурга со Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования. Вернулся не с пустыми руками — глава Курортного района Северной столицы, где проводился турнир, не стал скрывать своего восторга по поводу программы волгоградского конкурсанта. И вручил ему, обладателю 4-го места, ноутбук.
Потомственный казак Богданов рад, что вернулся из дальних странствий как подобает, потому как негоже казакам из похода без ясыря являться (для непосвященных: ясырь — трофей, награда).
***
Казачья наука побеждать
Когда дед — казак станицы Алексеевской — учил приезжавшего на каникулы внука премудростям, как не дать себя в обиду, тот вникал, но... Ходил в Волгограде в секцию борьбы, потому был уверен, что дать отпор и без дедовых уроков вполне сможет.
А когда пошел в армию, служить пришлось в неспокойном Нагорном Карабахе, еще в нескольких «горячих» точках. Вот тут-то и столкнулся с тем, что чисто спортивные элементы не очень-то работают в реальном бою, в полевых условиях. Так возникло понимание того, что навыки должны быть приближены к реалиям схватки.
После армии, уже студентом Волгоградской физкультурной академии, стал изучать различные боевые стили. Кулачные стенки, дворянские, казачьи бои — все это перестало быть для Богданова просто названиями. А потом представилась возможность съездить в этнографические экспедиции по местам здешним. И он, вспоминая науку собственного деда, с удовольствием собирал стариков и слушал не только самобытный казачий фольклор, но и тонкости их боевого искусства. Казаки — искони воинская структура, так что в передаваемом веками умении воевать и выживать осталось только то, что действительно работает.
Свою дипломную работу выпускник Волгоградской физкультурной академии писал уже на собранном материале, и называлась она «Формирование личности юноши в процессе занятий русской воинской культурой».
***
Чем не «Последний герой»?
В ГДЮЦе Краснооктябрьского района объединение «Честь имею» живет уже 10 лет. А недавно наработки Павла Богданова получили «прописку» и в школе «Славянка». К существующей здесь уже давно программе для девочек прибавилась еще и школа для мальчиков.
В декабре и ко 2 февраля в «Честь имею» стали уже традиционными военные игры для первогодок. Старшие лишь издали следят за тем, чтобы новички не потерялись и не покалечились. У последних же появляется возможность в диком поле оказаться одним против всех. В полукилометровом квадрате мальчишка учится применять все те индивидуальные навыки, которые постигал пока лишь в теории да спортивном зале. Чем не «последний герой»?
***
На войне как на войне
Современный мир то и дело ставит молодого человека в такие условия, когда он должен отстаивать себя. Вот почему в программе Богданова есть даже такой актуальный раздел: «Выживание в зоне военного конфликта».
— Наши полевые выходы за город включают в себя и ночевку, и оборудование лагеря. Да еще таким образом, чтобы его видно не было постороннему глазу. В приготовлении пищи обязательно используем элементы подножного корма, — рассказывает Богданов.
Кстати, воспитанники объединения служили в Чечне и Дагестане. И нет среди них (не сглазить бы!) ни одного погибшего. И увы, совсем необязательно суждены парню трудности только в армии. Жизнь нынче — сложная штука. Вот почему наука побеждать не пропадет в любом случае.
— Но меньше всего я стремлюсь к тому, чтобы выходили от меня эдакие драчуны, способные только наводить ужас на окружающих. Готовность дать отпор, достойно защитить семью, государство — вот что важно привить. Лишь тогда можно говорить о социализации подростков, полноценной подготовке их к взрослой жизни.
Учебный год в «Честь имею» составлен как календарь старинных русских праздников. Кузьминки, например, — первые осенние посиделки парней и девчат. Сильный пол приходит на них с подарками, а у девчат есть возможность блеснуть кулинарным мастерством, приготовив что-нибудь к чаю.
Любой народный праздник — это кураж, розыгрыши, хороводы, поцелуйные игры, фанты. Такая форма первых отношений противоположных полов позволяет неизбежному в подростковом возрасте стремлению придать достойную форму.
Можно понравиться девчонке, победив, например, в кулачном бою. Праздничные молодецкие забавы дают возможность и по стилю поработать — так называется техника ухода от шашки, другого оружия.
А на Рождество и Пасху парни участвуют в охране общественного порядка в храме.
***
Русский кураж чернокожего паренька
Конечно, в основе занятий объединения лежит проникновение в основном в казачьи традиции. Но это совсем не значит, что мальчишкам, не имеющим корней этого народа, дорога сюда закрыта.
Среди воспитанников Богданова кроме русских мальчишек есть армяне, азербайджанцы, татары, корейцы. И когда иные с осуждением в голосе говорят — зачем, дескать, он категорически не согласен.
Как-то возил Богданов своих воспитанников на фольклорный фестиваль в Тверь. Так там в русской бузе выставили чернокожего парнишку. Да как смотрелся, русского куража сколько!
Во время своего визита в ГДЮЦ познакомилась я с парнями, которые отрабатывали вместе с Павлом Юрьевичем элементы рукопашного боя с оружием. За плечами Наиля Мугинова — архитектурно-строительный университет, работает он неподалеку в проектном бюро.
— Мой друг сюда уже давно ходит, сказал, что не пожалею, если присоединюсь. Что ж, он прав, пожалуй.
— И меня сюда друг привел, — подхватывает еще один парень, Александр Марчуков. — Он со школьных лет здесь. Сейчас вместе с ним учимся в педуниверситете. Жаль, что я не знал о «Честь имею» раньше.
***
фото: