Главная >> 5 >> 26

ЮНЕСКО признало музыку армянского дудука шедевром нематериального культурного наследия человечества

Но начальник отдела культурной политики Министерства культуры Азербайджана Нигяр Ахундова считает, что не стоит воспринимать это провозглашение ЮНЕСКО как попытку плагиата со стороны армян.


Вчера ЮНЕСКО распространила пресс-релиз, согласно которому, музыка армянского дудука признана ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия человечества.


В этом документе говорится, что в "последние десятилетия дудук все реже используется в народных празднованиях, постепенно переходя в категорию концертного инструмента. Таким образом, он становится принадлежностью высокой культуры. Дудук - древний армянский язычковый духовой инструмент, который вырезают из абрикосового дерева... Обычно на дудуке играют два музыканта: один солирует, другой - дамкаш - сопровождает мелодию. Самые известные исполнители музыки на дудуке Дживан Гаспарян, Мкртыч Малхасян и Сергей Карапетян".


Отметим, что первые 19 шедевров, представляющих значительную ценность с исторической, художественной и этнологической точки зрения, были провозглашены ЮНЕСКО в мае 2001 года. В 2003 году ЮНЕСКО прибавила к ним 28 новых шедевров, в том числе и азербайджанский мугам.


Добиться присвоения престижного статуса, так называемого международного знака отличия, довольно трудно. Каждый соискатель проходит тщательный отбор. В конкурсе, объявленном ЮНЕСКО, приняли участие 107 стран. Они представили на суд жюри различные образцы нематериального народного творчества: песни, танцы, устные сказания, эпосы, традиционные народные праздники. В итоге из списка претендентов авторитетное жюри отобрало 43 победителя конкурса "Шедевры человечества". Таким образом, все победители конкурса включены в составляемый ЮНЕСКО Всемирный список нематериального культурного наследия человечества.


Известно, что азербайджанское агентство по авторским правам, возглавляемое Камраном Имановым, несколько лет пытается продвинуть в мир правду о музыке, исполняемой на этом инструменте армянскими музыкантами. Так, нередки случаи, когда на рынок бывали "выброшены" диски, на которых небезызвестный Дживан Гаспарян исполнял азербайджанскую народную музыку на тютяке, представленную "армянской музыкой, сыгранной на национальном армянском инструменте дудуке". Силами национального агентства по авторским правам удавалось в отдельных случаях восстановить справделивость и изъять из продажи некоторые диски из этого числа. Но признание со стороны ЮНЕСКО музыки дудука культурным наследием человечества может в некотором роде "узаконить" пока что голословные претензии соседей на армянское происхождение и той азербайджанской музыки, которую они частенько исполняют на этом инструменте.


Учитывая все это, корреспондент "Эхо" обратился за комментариями к начальнику отдела культурной политики Министерства культуры Азербайджана Нигяр Ахундовой:


- Прежде всего хочу отметить, что азербайджанский мугам был признан ЮНЕСКО во второй прокламации шедевром нематериального культурного наследия человечества. Причем в ЮНЕСКО к этому правозглашению отнеслись с максимальным вниманием. В частности, был составлен совместный с Министерством культуры Азербайджана детально разработанный план действий по охране и продвижению мугама.


Параллельно с этим Фондом Гейдара Алиева был подготовлен национальный план охраны мугама, который по своему масштабу и функциям дополняет и превышает план ЮНЕСКО. Его инициатором и руководителем является первая леди страны, посол доброй воли ЮНЕСКО в области охраны нематериального наследия госпожа Мехрибан Алиева. Следует отметить, что ни в одной стране мира под таким высоким патронажем не осуществляется охрана культурного наследия.


В этот, третий раз, ЮНЕСКО включила в свой список еще 43 номинации, среди которых оказался и дудук. Я хочу сказать, что не стоит воспринимать это провозглашение ЮНЕСКО как попытку плагиата со стороны армян. Дело в том, что есть такие инструменты, которые имеют распространение по всему миру. К примеру, грузины тоже могут предъявить претензии армянам и заявить, что их дудук не что иное, как грузинский дудуки и именно грузинам принадлежит ее "авторство".


Но в Большом энциклопедическом музыкальном словаре, изданном в Москве в 1998 году, наравне с армянским дудуком указан и грузинский дудуки. И отмечено, что по конструкции эти инструменты близки к азербайджанскому балабану.


И ничего странного в том, что в этой энциклопедии не указан тютяк. Дело в том, что в разных регионах Азербайджана балабан называют по-разному. А на самом деле, баламон, тютяк, дюдюк - это есть один и тот же инструмент - балабан. И балабан также имеет широкий ареал распространения. Он есть и в узбекской музыке, и в таджикской, и в азербайджанской. А что касается вопроса приоритетности, конечно, если были бы мирные времена с Арменией, мы могли бы выставить в ЮНЕСКО игру на дудуке как международный файл, то есть как музыкальный инструмент, распространенный на всем Закавказье.