В Москве с большим успехом прошли гастроли японского театра Но
НА САМОЙ престижной сцене Москвы - в Большом - закончились выступления японского театра Но, существующего уже шесть веков. Они завершили собой Год японской культуры в России.
Театр Но - самый почитаемый, но наиболее трудный для понимания жанр традиционного искусства Страны восходящего солнца. По словам японцев, наслаждение театром Но можно сравнить лишь с тем чувством удовлетворения, которое испытывает знаток древней поэзии, читающий сложный иероглифический текст.
Весь инструментарий театра Но - неизменные деревянные маски, каждая из которых олицетворяет характер персонажа, то есть определенное амплуа, каждое движение, каждый жест - все это символы или, иначе говоря, иероглифы, смысл которых доступен лишь посвященным.
Все пьесы и все сцены театра Но разыгрываются на фоне лишь одной неизменной декорации - одинокой сосны. А это вечнозеленое дерево воплощает собой в народном искусстве, во-первых, пожелание молодости, а во-вторых, символ неизменности людских страстей и человеческих конфликтов (как бы мысль о том, что классические, говоря по-нашему, шекспировские сюжеты никогда не стареют).
Тематика театра Но тяготеет к эпохе Камакура - золотому веку самурайской этики и морали. Но кроме культа меча и культа верности, воспетых в самурайском кодексе бусидо, это и человеческие конфликты, не утрачивающие актуальности в любую эпоху.
Возникший на народных праздниках, театр Но в XIV веке перекочевал в феодальные замки, стал воплощением аристократизма. Западному зрителю театр Но еще более труден для понимания, чем театр Кабуки. Это поистине квинтэссенция японской эстетики, таких ее критериев, как красота простоты и прелесть недосказанности. Женские роли в театре Но играют мужчины. Причем, в отличие от Кабуки или Цзицзюй (пекинской оперы), от них не требуется говорить или петь женскими голосами. В 30-х годах корифей пекинской оперы Мэй Ланьфан вызвал восторг москвичей способностью 60-летнего мужчины создать на сцене образ 16-летней девушки. Но это проявление мастерства было понятным для каждого. Оценить же искусство актеров театра Но неизмеримо труднее. Мне на это не хватило даже семи лет жизни в Токио. И я до сих пор взираю на этот вид искусства как баран на новые ворота.