Главная >> 5 >> 26

ЖИЗНЕННЫЙ ПУЛЬС МЕГАПОЛИСА

Под председательством мэра Москвы Юрия Лужкова на минувшей неделе состоялось заседание столичного правительства, где был рассмотрен вопрос "О среднесрочной городское целевой программе "Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005 - 2007 годы)", в его работе приняли участие члены городского правительства, депутаты Московской городской Думы во главе со спикером Владимиром Платоновым, руководители департаментов, комитетов, других городских служб, известные ученые, специалисты по проблемам межнациональных отношений. С докладом выступил председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Михаил Буров, а с содокладами - директор Института региональных экономических исследований Петр Бурак и председатель Комиссии по экономической политике Мосгордумы Ирина Рукина. О том, чем было продиктовано рассмотрение этого вопроса правительством Москвы, как гармонично выстроить тесное взаимодействие и понимание в такой особо тонкой и деликатной сфере, каковыми всегда были и есть межнациональные отношения, а самое главное, как сохранить а столице гражданский мир и согласие между всеми нациями и народностями, проживающими в главном города страны, мы беседуем о координатором проекта среднесрочной городской программы, главой Комитета межрегиональных связей я национальной политики города Москвы Михаилом БУРОВЫМ.


- Михаил Петрович, давайте начнем с того, почему именно вопросы национальной политики стали предметом обсуждения правительства Москвы?


- Я неоднократно подчеркивал и повторюсь вновь, что от того, каким будет межнациональный и межконфессиональный климат в таком большом и уникальном городе народов, каким традиционно является наша златоглавая столица, в решающей степени зависят атмосфера национального согласия, мир и спокойствие в мегаполисе. В этом заключается основа требований, которые предъявляет мэр столицы. Примечательно, что большую позитивную роль в этом играет сам Юрий Лужков, который регулярно общается с представителями этнических общин, проживающих на территории Москвы. Результаты таких встреч положительно сказываются на атмосфере межнациональных отношений в столице. В то же время, на мой взгляд, в этом направлении еще многое предстоит сделать. В 2004 году была завершена программа "Москва на пути к культуре: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира". В рамках ее реализации были созданы соответствующие условия для удовлетворения национально-культурных потребностей москвичей, среди которых, согласно последним итогам переписи населения, проживают представители 168 национальностей. Несомненно, реализация этой программы позволила значительно улучшить социально-культурную жизнь столицы, устранила некоторые негативные процессы. Однако, критически оценивая итоги ее реализации, критерием которых является социальная обстановка в городе, к сожалению, должен констатировать, что в реальной жизни в нашем городе по сей день имеют место национальная нетерпимость, экстремизм на этнической почве. Это обусловлено тем, что концепция программы своевременно и надлежащим образом не была подкреплена серьезными научными исследованиями, многие ее положения и конкретные мероприятия не были взаимоувязаны в единый комплекс активных действий для достижения реальных результатов.


Всесторонний анализ хода и итогов реализации программы, достигнутых успехов и очевидных недостатков заставил более предметно подойти к разработке новой среднесрочной городской целевой программы "Москва многонациональная: формирование общегражданской солидарности, культуры мира и согласия" (2005 - 2007 гг.) В рамках ее принятия были внимательно изучены итоги последней переписи. Это было сделано для выявления отдельных целевых групп, что позволит в будущем более предметно вести работу среди населения в конкретных округах на уровне управ и префектур.


- А как проходило обсуждение проекта программы?


- Очень заинтересованно. Я заострил внимание на концептуальной части вопроса, раскрыл суть проблемы и проинформировал членов правительства о своем видении ее решения. Главной целью программы является формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия на основе духовных и нравственных устоев российского общества, на таких ценностях, как справедливость, патриотизм и интернационализм, освобожденных от всяких политических догм.


Гражданская солидарность, на мой взгляд, сегодня должна базироваться на достижении благополучной, достойной и безопасной жизни каждого москвича и каждой московской семьи и предполагает наличие общенациональных ценностей, составляющих фундамент культуры и образа жизни, таких, как Свобода, Труд, Ответственность, Сострадание, Честность, Терпимость, Достоинство, Достаток, Доверие, Доброта, Надежность. Защита этих идеалов от угроз как раз-таки призвана стать первоочередной и непрерывной заботой всех москвичей. Программа же должна охватить все основные сферы общественной жизнедеятельности. А реализация ее мероприятий позволит снизить тенденции сепаратизма, этнической нестабильности и конфликтности, способствовать формированию единого сообщества с сохранением богатств национальной культуры и традиций его членов.


Должен сказать, что в последнее время вопросы межнациональных отношений на уровне Москвы тесно связаны с миграционной темой.


Надо сказать, что, по данным последней переписи населения, 84 процента москвичей составляют русские. Они хотят спокойной мирной жизни в своем родном городе, сохранить свою уникальную культуру, привычный уклад жизни. При этом, несмотря на то, что многие ученые говорят о весомом вкладе мигрантов в экономику столицы, москвичи, судя по социологическим опросам, весьма скептически относятся к этому, отмечая лишь тот факт, что это изменяет их образ жизни не в лучшую сторону. В то же время определенная часть москвичей, принимая во внимание столичный статус Москвы, считает прибытие мигрантов вполне закономерным явлением. Они полагают, что в данной ситуации самое главное - найти разумное сочетание национальных особенностей каждого этноса с общечеловеческими ценностями, что позволит современному мегаполису успешно развиваться. Мы должны понимать, что в Москве не проживают обособленные народы со своей этнической территорией и земельными ресурсами, а живут москвичи различных национальностей. Их на сегодня 168.


- Что же необходимо сделать, чтобы избежать этих негативных моментов?


- При разработке программы мы пришли к выводу, что если в недавнем прошлом для немногочисленных представителей различных национальностей, ставших столичными жителями, было главным "не раствориться" в местной среде, сохранить свою национальную самобытность, то в наши дни актуальной становится проблема социальной адаптации. Именно поэтому научно-методической особенностью программы является выделение отдельной территориальной подпрограммы, предусматривающей предупреждение напряженности на национальной почве силами территориальных органов городского управления - префектур и управ районов.


Я считаю, что главным в деятельности по данному направлению является обеспечение непосредственной работы с населением на местах, механизм которой предусмотрен программой и требует дальнейшей отработки. При этом в каждом районе она имеет свои особенности. В зависимости от его социального и национального состава населения и будет планироваться система мероприятий по предупреждению и преодолению экстремизма и других негативных явлений на межнациональной почве. В этой связи хочу отметить Юго-Восточную, Южную, Северо-Восточную и Юго-Западную и другие префектуры за понимание, а самое главное, за готовность к совместной работе в этом направлении. Надо сказать, что при разработке программы мы пытались предусмотреть ведение постоянного мониторинга для того, чтобы держать руку на пульсе и оперативно реагировать на все изменения в общественной жизни,


- Михаил Петрович, насколько я понял, помимо солидарности центральной темой концепции программы также является интеграция?


- Совершенно верно. Но должен сказать, что в Москве она несколько отличается от стран Запада. Дело в том, что если там традиционно проблема интеграции до недавнего времени решалась в рамках ассимиляционного подхода, то в нашей стране с учетом ее специфики этот подход нам совершенно не приемлем, так как может иметь не совсем благоприятные последствия, Именно поэтому термин "межэтническая интеграция" в нашей программе подразумевает процесс сближения разных этносов на основе определенной культурной, духовной, гражданской общности с сохранением основных этнических черт. Мы считаем, что оптимизация национальной политики, проводимой в Москве, должна состоять в грамотном регулировании тенденций эволюционного процесса традиционных и самобытных особенностей, характерных для того или иного этноса, в общую солидарную среду с созданием широких возможностей для удовлетворения национально-культурных и религиозных потребностей жителей Москвы. В этой связи нас беспокоит то, что, по данным социологических исследований, наибольший уровень межнациональной нетерпимости демонстрирует сегодня, к сожалению, молодежь, москвичи с низким образовательным и имущественным уровнем. Именно поэтому в программе специально выделены подпрограммы по формированию гражданской солидарности, воспитанию культуры мира и толерантности в молодежной среде через систему образовательных программ, культурных мероприятий и массовый спорт.


- Учитывался ли при разработке программы такой немаловажный аспект общественной жизни, как религиозный фактор?


- Несомненно. Хотя очевидно, что религиозность москвичей имеет больше культурно-традиционный аспект, чем мировоззренческий. В этой связи можно утверждать, что возможная межконфессиональная напряженность может существовать не в сфере идеологии, а в сфере культурных различий. Вместе с тем нельзя не учитывать, что в массовом сознании имеют место негативные стереотипы, обусловленные элементарным невежеством. К примеру, как можно ставить знак равенства между понятиями "фундаментализм" и "терроризм"?! Это не только антинаучно, но и оскорбительно для значительного числа приверженцев религиозных воззрений. Ведь не секрет, что представители самых разных конфессий и религиозных взглядов могут быть одинаково единодушны в решении социальных проблем города, таких, как наркомания, беспризорность, деградация моральных принципов. Вот почему создание возможностей использования созидательного потенциала конфессий на основе оптимальной информационной среды, способствующей повышению эффективности межконфессионального диалога и профилактике экстремизма на религиозной почве, является одной из основополагающих задач, решением которой призвана заниматься специальная подпрограмма.


Надо сказать, что при обсуждении проекта документа, как в целом, так и его отдельных разделов, была развернута оживленная дискуссия и прозвучала критика, в том числе и из уст Юрия Лужкова.


- А что вы можете сказать по поводу критических замечаний мэра Москвы?


- Я считаю, что она была объективной и конструктивной. С ней нельзя не согласиться. Столичный мэр порекомендовал, в частности, больше внимания уделять проблемам миграции, поскольку те, кто прибывает из Закавказья и Средней Азии, приносят в среду столичного мегаполиса бытовые и культурные привычки, несвойственные и чуждые москвичам, что вызывает неприятие и влияет на их настроение. В этой связи мэр вновь напомнил федеральным властям, что у города отобраны полномочия по контролю за миграционными потоками, в результате чего в Москву попадает множество нелегальных гастарбайтеров. Юрий Михайлович сказал и о том, что разработчикам программы нужно было бы больше уделить внимания вопросам культивирования толерантности среди школьников и молодежи, воспитания у них терпимости к иной вере, образу жизни других этносов. Мэр Москвы считает, что особый акцент нужно сделать именно на адаптацию мигрантов, чтобы они изучали и уважали обычаи и традиции, издавна сложившиеся в российской столице, чтобы права и интересы коренных москвичей никоим образом не ущемлялись. Нельзя не согласиться и с тем, что Юрий Михайлович посоветовал нашему комитету не обольщаться достигнутыми результатами, а более активно и последовательно вести работу с национальными диаспорами и региональными землячествами, ибо только таким образом можно предотвратить межэтнические конфликты и дискриминацию на национальной почве. Критические замечания мэра взяты на вооружение, и мы будем работать над их устранением.


Должен заметить, удивляться тому, что обсуждение программы прошло активно, с замечаниями, дополнениями, не стоит. Вопросы межнациональных отношений во всем мире и во все времена были и остаются самыми тонкими и сложными. К сожалению, готовых рецептов по сей день в этой сфере нет Они остаются актуальными не только для Москвы, но и для всех мегаполисов мира.


Работа над проектом программы проходила в атмосфере бурных и оживленных дискуссий. То же самое могу сказать и о рабочих совещаниях, где самое активное участие принимали территориальные и отраслевые органы исполнительной власти города. При нашем комитете образован Экспертный совет, в состав которого вошли видные ученые, специалисты по проблемам межнациональных отношений, и он призван повысить эффективность и результативность нашей работы в данном направлении. При разработке программы мы руководствовались кроме уже названных документов также постановлением столичного правительства от 11 января 2005 года "О совершенствовании практики разработки и реализации городских целевых программ в г. Москве". Тем не менее, как видите, мы не избежали критики в свой адрес. Но я считаю это нормальным, рабочим процессом. Будем устранять недостатки и делать все, чтобы в Москве люди независимо от национальности, вероисповедания, возраста и профессии чувствовали себя комфортно.


- Как непосредственный координатор программы "Москва многонациональная...", что полезного вы почерпнули в ходе ее обсуждения на заседании правительства?


- Особо хочу подчеркнуть, что по нашему вопросу было много выступлений. Примечательно, что в подавляющем большинстве они носили позитивный и доброжелательный характер, за что мы всем признательны. Наиболее ценные предложения высказали мои содокладчики Петр Бурак и Ирина Рукина, президент Фонда содействия развитию культур "Мир Кавказа" Ахсарбек Галазов, председатель Комитета Госдумы РФ по делам национальностей Евгений Трофимов, профессор Российской академии государственной службы при президенте РФ Вячеслав Михайлов, руководитель Центра конфликтологии Российской академии наук, член-корреспондент РАН Анатолий Дмитриев, первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова, префект Юго-Восточного административного округа столицы Владимир Зотов.


Я не стану перечислять все их предложения и дополнения, но выделю среди них наиболее важные. Суть сводится к тому, что обсуждаемая программа актуальна и своевременна. Факты ксенофобии и антисемитизма считать величайшим злом, а органы правопорядка должны давать им принципиальную оценку. Очень важно регулярно обновлять и на достойном уровне поддерживать информационную, научную и материальную базу межнациональных связей и социальную безопасность столицы. Чтобы приезжие или же желающие остаться в Москве на постоянное место жительства ценили и уважали городские традиции и обычаи, а не навязывали свои собственные правила игры и поведения. Миграционные процессы должны лежать только в плоскости гражданско-правовых и экономических отношений. Сейчас многие связывают возможность решить вопросы так называемой этнической преступности с ужесточением миграционной политики, что по своей сути является очень опасным заблуждением. Чтобы федеральные власти больше доверяли московским в плане делегирования им широких полномочий по контролю над миграционной сферой. Я неслучайно назвал фамилии авторов этих конструктивных предложений, они будут обязательно учтены и внесены в текст доработанного варианта программы.


- В продолжение этой темы, как вы оцениваете современное состояние межнационального диалога и гражданского согласия в мегаполисе, а в этой связи предпринимаемые властями меры по повышению их эффективности и результативности?


- Для этого правительством города предпринят ряд конкретных и действенных шагов по налаживанию и дальнейшему развитию тесного взаимодействия со столичной национальной общественностью. В частности, всячески поддерживаются инициативы по проведению мероприятий культурно-массовой направленности, повышается их роль в общественной жизни Москвы. Это и организация всевозможных национальных праздников, Дни регионов в столице, встречи землячеств, диаспор, чествование видных деятелей культуры республик. Большое значение придается изучению и популяризации национальных культур, традиций, что является неотъемлемой составляющей межнационального взаимопонимания. Ведь для Москвы - города многонационального и многоконфессионального развитие идеи культуры мира, включающей в себя принципы справедливости и демократии, соблюдения прав человека, гражданской солидарности, отказ от насилия, всегда было и остается ключевой задачей. И в первую очередь ее реализация осуществляется благодаря вниманию мэра к своевременному разрешению многоплановых и всесторонних проблем в сфере межнациональных отношений, что позволяет сохранять стабильность, гражданский мир и согласие в нашем городе.При активной поддержке Юрием Лужковым национальных объединений проходят их просветительские, мемориальные, праздничные и другие мероприятия. Это ежегодные традиционные народные праздники: Сабантуй, Сагаалган, Акатуй, Навруз, а также Дни славянской письменности и культуры, праздник национальных культур "Созвездие дружбы" и многие другие.


- В такой сложной многоплановой работе естественно огромное поле деятельности для Межрегионального консультативного совета (МКС) при правительстве Москвы. В этой связи нельзя ли подробнее коснуться взаимоотношений с различными национально-культурными организациями?


- Начну с того, что МКС - постоянно действующий консультативный орган при столичном правительстве. Приоритетными направлениями его деятельности являются создание благоприятных условий для сохранения и приумножения этнических и культурных традиций всех наций и народностей, представители которых проживают в Москве, укрепление между ними дружбы, гражданского мира и согласия. В МКС немало представителей столичной национальной общественности, на них, кстати, приходится более двух третей состава совета. Что же касается работы со столичной национальной общественностью, то хочу заметить, что все мероприятия московского правительства в сфере национальной политики направлены на осуществление практического вклада в развитие национального самосознания москвичей для усиления их интереса к исторической родине, к своим исконным корням, обычаям, традициям не только своего, но и других народов. Все они проходят под эгидой нашего комитета и по своему значению выходят далеко за границы Москвы. Примечательно, что данные мероприятия имеют общероссийское звучание, способствуют укреплению ее связей с отечественными регионами и зарубежьем, повышению ее роли в экономической и политической жизни страны как столицы России и мегаполиса многонационального государства. Кроме того, внесены изменения в положение о Межрегиональном консультативном совете при правительстве Москвы, которые позволили повысить эффективность его деятельности.


- Подводя итоги заседания правительства города, мэр Москвы Юрий Лужков сказал: "Очень многое в России зависит от того, что происходит у нас в Москве, от того, каков наш жизненный пульс". Что вы хотите добавить по этому поводу?


- Да, это действительно так. Москва - индикатор межнациональных отношений в России. При этом любой конфликт на этнической почве в столице может иметь гораздо более серьезные последствия, чем где-либо, Неслучайно наш профильный комитет не только констатирует, но и анализирует все многообразные аспекты межнациональных отношений, вырабатывает необходимые рекомендации для различных ветвей и уровней власти. Кроме того, непосредственно участвует в реализации соответствующих мер для поддержания стабильности и порядка, исправления допущенных недостатков в этой тонкой и чувствительной сфере. Она, что очень важно, требует чрезвычайно осторожного и умелого подхода. А уверенность в работе придает нам та единодушная поддержка, которой мы пользуемся в правительстве Москвы. Сформулированный в настоящей программе сбалансированный подход, по моему глубокому убеждению, призван обеспечить достижение как краткосрочных, так и стратегических целей правительства Москвы по профилактике конфликтов и противоречий на этнокультурной почве, чтобы патриотизм москвичей стал нормой жизни.


Со своей стороны, я хотел бы добавить, что наш комитет будет и впредь совершенствовать стиль и методы своей работы для решения таких сложных и очень деликатных вопросов, каковыми являются межнациональные отношения. А роль и значение нашей столицы в жизни страны, как точно подметил мэр Юрий Лужков, таковы, что все происходящее в Москве вскоре эхом разносится по всей России. Так пусть же оно всегда из столицы приносит всем россиянам радость, счастье, гражданский мир и согласие!