Если вам нравятся стук колес и путешествия, то без железной дороги жизнь будет казаться скучной и пресной. Но при нынешних ценах даже на электричке много не покатаешься! Так что хорошо, что в парке имени Островского есть Детская железная дорога, отличающаяся от настоящей лишь протяженностью (3,2 километра) и персоналом: все должности, начиная от начальника поезда и заканчивая дежурным по станции, занимают обычные ростовские школьники. Катайся — не хочу!
Работа здесь кипит с самого утра. Сперва инструкторы (взрослые профессионалы, проработавшие на настоящей железной дороге много лет) проводят планерку и распределяют рабочие места. Мальчишки просятся в помощники машиниста, а девочки отправляются проводницами или остаются дежурить на станции.
Ровно в 10 часов раздается гудок и состав отходит от главной станции «Солнечная». Поезд здесь может набрать скорость до 20 километров в час, но на опасных участках, например, возле выставочного комплекса на проспекте Шолохова, машинист снижает ее до пяти километров. К тому же здесь нередко какая-нибудь автомашина обязательно заглохнет на рельсах!
«Зайцем», оказывается, ездят не только в общественном транспорте. Как рассказали юные железнодорожники, желающих прокатиться «на халяву» особенно много в дни футбольных матчей: на стадион «Олимп-21 век» бесплатно их не пускают, так они норовят хотя бы в поезде не платить...
Но корреспондента «Вечернего Ростова» прокатить предложили сами ревизоры. Усевшись на удобное сиденье, я сразу почувствовал себя счастливчиком: тут и проводницы с флажками, и ревизоры, и зовущий гудок, и завораживающий запах смолы... Все настолько расположило к путешествию, что из вагона не хотелось выходить. Но пришлось себя пересилить, и я отправился в локомотивное депо, где надеялся встретить старого знакомого...
Это немецкий паровоз ГР-185, который, как рассказывала наша газета, недавно вернулся в Ростов после капремонта. Ветеран сейчас отдыхает — вместо него трудятся два тепловоза. Паровоз — визитная карточка парка. А потому работает только по праздникам, когда здесь много гостей. В нынешнем году он порадует ростовчан только в День города. Правда, кататься на «Гэре» лучше в длинном черном плаще с капюшоном: «Когда работает топка, вся одежда становится черной от дыма и гари, и запах потом еще неделю держится».
А инструктор-машинист К. П. Шалай, всю свою жизнь работавший на железной дороге, рассказал, что, когда он водил паровоз, то ни мочалка, ни мыло не помогали: песком приходилось гарь отмывать!
Вспомнил Константин Павлович и то, как в молодости по распределению его вместе с друзьями отправили в тундру:
- Нам тогда говорили, что там и воздух чистый, и река близко. Короче, в тундре не работа, а отдых! На самом деле — грязища, нигде ни кустика, только бараки и уборные. А обещанная речка была в 150 километрах от станции, — смеется пенсионер. — Нам тогда комсомольский задор помог: мы озеленили всю территорию, так что действительно получился райский уголок...
Задор помогает ребятам и на этой железной дороге. Многие приходят сюда рано утром и уходят, когда уже смеркается. Мальчишки не упускают возможности поуправлять составом, а чтобы загнать поезд в депо, занимают очередь на месяц вперед!Зато потом из таких ребят вырастают настоящие мастера железнодорожного дела.
Например, Дмитрию Аникееву всегда нравились поезда. Он окончил обучение в школе юных железнодорожников и поступил в Ростовский техникум железнодорожного транспорта. А Данил Бабиян-Тонерьян наблюдал за поездом из окна своего дома, а когда узнал, что здесь можно и работать, сразу пришел записываться:
- Мне пока еще рано водить состав, но зато я учусь управлять поездом на специальном тренажере. А потом я буду работать на настоящей железной дороге!
Школа юного железнодорожника это и кружок дополнительного образования, и профориентация. Юных ростовчан здесь обучают пять лет. Первые два года они проходят общий курс, а начиная с третьего знакомятся со специальностями.
В здании школы есть даже огромный макет железной дороги: мосты, переезды, водопад, поля и горы, действующие семафоры и фонарные столбы...
Проводники и ревизоры рассказали, что в школе юного железнодорожника бывали и «служебные романы», которые потом перешли в серьезные отношения. Сейчас у некоторых семейных пар уже дети есть!
Рабочий день закончился планеркой. Многих руководители похвалили, а кому-то досталось: в третьем вагоне ревизоры, открывая бутылку с лимонадом, облили пассажира, в тамбуре последнего вагона вместо одного проводника почему-то собралась целая компания друзей, за что в зачетку (у всех учащихся есть зачетная книжка, куда за практику вносятся оценки) поставили лишь «удовлетворительно»...
***
фото: