Главная >> 5 >> 22

Подкоп у Кремля

Ученые закончили исследования подземелий сгоревшего Манежа


АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ раскопки в Манеже завершились на минувшей неделе.


Теперь пространство внутри выгоревших стен Манежа превратилось в огромный аккуратный котлован. Из бетонного пола, оказавшегося почти на восемь метров ниже уровня улицы, торчат сваи и арматура. А еще неделю назад у стены вдоль Манежной улицы все еще высилась груда земли, нарушающая благообразный бетонный пейзаж. Сверху на уцелевшем куске толстенного пола, по которому разъезжали лимузины кремлевских чиновников (в советское время в Манеже был правительственный гараж), трудился экскаватор, ссыпая грунт от подножия горы в самосвалы.


- Это материковый грунт, культурный слой так глубоко не уходит, там никаких находок быть не может, - успокаивает нас профессор Александр Векслер, главный археолог Москвы, руководящий всеми работами на Манеже.


Поначалу предполагалось, что в Манеже ученые ограничатся изучением десятка котлованов-раскопов. Однако когда уникальные находки из-под Манежа увидел Юрий Лужков, проект был изменен и археологам дали возможность исследовать абсолютно всю толщу земли под зданием, снимая слой за слоем. К 9 августа машина освободила пространство, и на горе поселились археологи, которые буквально за несколько дней вручную разгребли ее до основания.


Пока археологи еще трудились в Манеже, мы зашли в вагончик-бытовку рядом с знаменитым зданием, где расположилась полевая лаборатория археологов. За ближним к двери столом художник Ксения Булатникова, держа в руках донышко старинного кувшина, перерисовывает с него еле видное на черепке клеймо. В центре комнатки - стеллаж с найденными под Манежем и уже отреставрированными горшками, кувшинами и изразцами. И старинная обувь: жгуче-черный кожаный ботинок носил москвич XVI века, а стоящая рядом черная туфелька на каблучке, "сложенном" из множества слоев кожи, явно принадлежала москвичке, которая жила веком позже. Щеголяла в туфельках, а на обедах чинно кушала, цепляя ломтики севрюги на двузубую вилочку, тоже найденную недавно под Манежем.


- Кожу в те времена берегли, это был не самый дешевый материал. Сбоку на туфельке даже остались следы от заплатки, - поясняет нам реставратор Наталья Чудновская. - Эту обувь либо постоянно носила зажиточная горожанка, либо одевала только по праздникам девушка из бедной семьи.


Как особую гордость приносят нам, вынув из раствора, где размачивают кожу, подошву от еще одного древнего ботинка. К черной стельке, найденной пару дне.й назад, прибита фигурная подковка из желтой латуни, украшенная по краю ребрышками и выпуклыми гвоздиками.


- Всего мы нашли под Манежем около четырех тысяч предметов, - говорит Александр Векслер. - И они отражают все стороны жизни москвичей.


Железная, но не проржавевшая бритва была найдена на глубине 5, 22 метра, то есть ее потеряли еще в XV веке. Ажурная свинцовая накладка, по-видимому, когда-то украшала лампаду. А в зеленоватой стеклянной банке была найдена сушеная черника. Попробовать черные ягодки, запасенные на зиму лет триста назад, археологи не решились. На столах разложены расфасованные в полиэтиленовые пакетики пуговицы, латунный пинцетик, бубенчики, древний наперсток...


- Наденьте наперсток! - просим мы Наталью.


- Не могу, он внутри еще забит землей, - отвечает она. - А вот сейчас я покажу вам замечательную игрушку.


И достает из пакета заднюю половинку глиняного зверя. По хвостику крючком кажется, что гончар лепил поросенка, но по словам специалистов, это была лошадка, просто хвост сохранился не полностью. Играли ею маленькие современники Ивана Грозного. Самый древний предмет, хранящийся в лаборатории - кусочек стеклянного браслета москвички, жившей во времена Юрия Долгорукого. Сейчас он кажется каменным, но, подержав в растворе, стеклу можно вернуть прозрачность.


Ценнейшими "подманежными" находками археологи по-прежнему считают обнаруженные еще весной, сразу после пожара, золотую монету Петра Великого и меч XIV века. А вот самая интересная "крупногабаритная" находка была сделана уже летом - неподалеку от главного входа в Манеж прятался в земле гигантский деревянный сруб, который, видимо, был подклетом, складом в купеческом доме. Сейчас у стен Манежа среди бытовок греется на солнце лишь сруб древнего колодца, не видевший дневного света несколько сотен лет.


К Дню города самые интересные предметы, найденные этим летом у стен Кремля, выставят в Белых палатах на Пречистенке и в Гостином дворе. А чуть позже большая их часть вернется в Манеж. Правда, попасть в музей древностей в Манеже можно будет не раньше осени 2005 года.