Торжества, посвященные памяти Павла Петровича Мельникова
Провидение, прозорливость - вот одно из замечательных качеств Мельникова - высокообразованного ученого, сочетавшего в себе прагматизм с романтическим дерзновением, незаурядным талантом.
Такое не часто увидишь -на транспаранте нал сценой цитата не из трудов основоположников, а слова царя Николая Первого: "Одна достойная вам награда будет - вечная признательность Отечества". Эти слова император произнес, напутствуя Павла Петровича Мельникова на его благородный подвиг -начало строительства железной дороги Петербург - Москва.
Не раз "Гудок" подробно рассказывал читателям о днях и делах этого выдающегося деятеля нашей истории. И в эти юбилейные дни открываются все новые и новые страницы великой железнодорожной летописи. В пятницу, 23 июля, в Москве в Большом концертном зале "Академический" состоялась научно-практическая конференция, посвященная двухсотлетию со дня рождения первого министра путей сообщения России Павла Петровича Мельникова. Символично, что эта памятная дата приходится на те знаменательные дни, когда вся страна готовится праздновать День железнодорожника. А ведь Павел Петрович Мельников был поистине первопроходцем своего времени. Долгие десятилетия имя и дела его пребывали в забвении. Но историческая справедливость восстанавливается. Год назад по инициативе Министерства путей сообщения и на средства Российских железных дорог на главной железнодорожной площади страны у трех знаменитых вокзалов открыт монумент Павлу Мельникову. А нынче по распоряжению президента ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева организованы праздничные мероприятия в ознаменование юбилея великого русского ученого, инженера и строителя, внесшего выдающийся вклад в создание сети железных дорог страны.
Конференцию открыл и выступил с основополагающим докладом президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев. Сегодня, подчеркнул он, особенно ясно, насколько значительной исторической личностью был Павел Петрович Мельников - человек, который впервые обосновал преимущества железнодорожного транспорта. В то время, когда в мире уже существовали железнодорожные державы, Россия еще только определялась с выбором. Решительный переворот произошел в 1842 году, когда император Николай Первый ознакомился с донесениями вернувшихся из длительной американской командировки инженеров путей сообщения Павла Мельникова и Николая Крафта и принял решение начать строительство Петербург-Московской железной дороги.
Геннадий Матвеевич напомнил собравшимся, что при этом были реализованы самые передовые технические решения. Хотя, конечно, преобладал ручной труд, но уже тогда были применены "паровые землекопы" -экскаваторы, паровые копры. И сейчас линия Санкт-Петербург
- Москва одна из самых перспективных высокоскоростных магистралей, где поезда развивают скорость до двухсот километров в час, минимальное время в пути доведено до четырех с половиной часов, а в недалеком будущем высокоскоростным станет и участок от Петербурга до Государственной границы с Финляндией. Все это предусматривалось еще самыми первыми изысканиями, всем ходом сооружения уникальной магистрали. Провидение, прозорливость - вот одно из замечательных качеств Мельникова - высокообразованного ученого, сочетавшего в себе прагматизм с романтическим дерзновением, незаурядным талантом. Мельников противился приватизации железных дорог, их акционированию, передаче в частные руки и, когда подобное стало происходить, ушел в отставку с поста министра путей сообщения - он во всем был последователен и честен. Но дело его не пропало
- при нем темпы строительства стальных магистралей были доведены до двух тысяч километров в год. А ведь и этого было мало! Полтора века назад Крымская война преподала горький урок: наше поражение в значительной мере было обусловлено и ненадлежащим развитием сети дорог.
Но не только строительством крупнейшей магистрали прославлено имя Мельникова. Он неустанно доказывал и словом, и делом, что железнодорожный транспорт не только решает проблемы перевозок, но и обеспечивает безопасность страны. Мельников заложил основы еще одного важнейшего направления - эксплуатации железных дорог. Он ратовал за то, чтобы локомотивы производились на отечественных заводах и строили бы их исключительно из русских материалов. Создание теоретических основ организации движения, транспортной стратегии страны, подготовка кадров - даже этим не исчерпывается многогранная деятельность Павла Петровича Мельникова. За годы руководства Мельниковым ведомством путей сообщения было построено 4700 километров новых железных дорог. Начали выпускаться паровозы, вагоны и рельсы на российских заводах, были открыты первые железнодорожные мастерские, готовившие машинистов и мастеров для отечественных железных дорог. Его идеи, воплощенные в конкретные дела, поражали своей масштабностью не только современников Павла Петровича, но и нас - его благодарных потомков и последователей. Геннадий Матвеевич и другие выступавшие напомнили и о том, какие сложнейшие баталии в недавнем прошлом пережила отрасль, когда шла нешуточная борьба за вывод ее активов из-под контроля государства. А сейчас железнодорожники готовы до 2010 года разместить на отечественных предприятиях заказы на сумму пятьсот миллиардов рублей! И это, подчеркнул Геннадий Фадеев, не бюджетные деньги, а собственные финансовые источники компании.
С воодушевлением были встречены участниками конференции слова мэра Москвы Юрия Лужкова о том, что на паритетных началах железнодорожники и правительство города решили вернуть москвичам внутреннюю Окружную железную дорогу - в скором времени начнется ее электрификация, так что пассажиры в Москве приобретут еще одно надежное средство транспорта. Юрий Лужков привел и другие примеры теснейшего взаимодействия нашей отрасли с городскими структурами. Например, Третье транспортное кольцо Москвы - восьмиполосная дорога без единого светофора построена при непосредственной поддержке железнодорожников... Особо отмечено было и то, что никто не относится так трепетно, как железнодорожники, к памяти выдающихся сынов Отечества. Юрий Лужков, в частности, с восхищением говорил о прошлогоднем празднике открытия памятника Мельникову в Москве, участником которого он был. Эмоциональная, страстная речь московского градоначальника была буквально пронизана любовью и признательностью к железнодорожникам, чувствовалось, что мэр Москвы не со стороны наблюдает за делами отрасли, он постоянный участник заседаний расширенных коллегий штаба отрасли, он кровно заинтересован в развитии сети наших железных дорог, ведь это и наказ ему от москвичей. Юрий Лужков напомнил собравшимся, как недавно он с Геннадием Фадеевым инспектировал систему пригородного сообщения в районе Мытищ, какие важные принимаются решения по совершенствованию этой системы. А знакомство с поездами XXI века снова и снова напоминает о тех звездах русской индустрии, техники и науки, которые составили славу Отечества, таких как Мельников, Шухов, Жуковский... Особое внимание мэр Москвы уделил тем урокам жизни, которые преподал нам Павел Петрович Мельников. И в этой связи он отметил его высочайшую образованность, постоянную заботу о совершенствовании подготовки кадров.
О непреходящем значении идей и учения Мельникова подробно рассказал директор ВНИИЖТа Иван Беседин. А начальник Октябрьской магистрали Виктор Степов в своем выступлении сообщил, что в ближайшие дни город на Неве примет эстафету торжеств, посвященных юбилею Мельникова.
В зале было немало воинов-железнодорожников, ведь Павел Петрович, можно сказать, их коллега - инженер-генерал, немало способствовавший заложению основ нынешнего железнодорожного строительства. Об этом впечатляюще и лаконично рассказал директор Федеральной службы Железнодорожных войск РФ Григорий Когатько. В заключение своей речи генерал-полковник Когатько еще раз напомнил о важнейшем воспитательном значении события, подчеркнул необходимость на примерах жизни лучших деятелей страны готовить кадры для будущего развития отрасли.
Мельниковский праздник закончился концертом мастеров искусств. Фойе замечательного зала на время "оккупировали" экспонаты Железнодорожного музея, где старое соседствовало с новым. Символично и то, что недавно выстроенный концертный зал деятелей науки, где проходила конференция, расположен близ площади Гагарина, на которой установлен памятник первооткрывателю космоса. Вот спираль прогресса - от Мельникова к Гагарину и дальше, вперед и ввысь.