Главная >> 5 >> 22

МЫ ГОРДИМСЯ "АМЕРИКАНСКИМ САЛУНОМ"!

Говорят, для того, чтоб мы стали интересны для инвесторов, надо создать новый образ вятской земли. А вообще-то его надо создавать, чтоб мы были прежде всего интересны самим себе. Тогда и другие заинтересуются


Имидж (анг.) - образ; впечатление, создаваемое заинтересованными лицами; индивидуальный стиль, облик


Недавно ехала в столицу. Попутчица - молодая деловая, умяв воблу с пивом, покурив, на мой вопрос, как ей приглянулась Вятка, ответила: "Да никак. Спросили у партнеров - переговоры вели, что тут у вас посмотреть можно, они нам посоветовали "Американский салун".


После такого ответа я, конечно, с полки не упала, но очень удивилась: "А почему хотя бы не Трифонов монастырь?" Она не знала. Сказала только, что была в Кирове всего один день - утром приехала, вечером уехала. А у меня в мозгах засело: странное в Кирове стало понятие о достопримечательностях.


Несколько раз посетил нашу область один предприимчивый москвич, объездил немало районов, смотрел, где у нас тут можно производства разместить. А когда я Володина, а это был он, спросила, что ему в Вятке показали, ответил, как та попутчица: "Ничего". Эпопею с так и не взращенным по новым технологиям льном, связанную с Володиным, оставлю в стороне, хотя она имеет самое непосредственное отношение к имиджу области. Речь пока о непритязательной мелочи. Предложенная мной после интервью прогулка по Трифонову была воспринята с благодарностью. Ходил человек и восхищался. Даже новодел - колокольню - от сохранившихся старых построек не смог отличить, вот какие у нас и сейчас мастера строят. Так неужели мы разучились гордиться своими святыми местами и уважение к себе потеряли, если стал "Американский салун" достопримечательностью вятской земли?


А ведь достопримечательности - это не просто храмы, здания, ландшафты. Это память, чувства, впечатления, это что-то глубинное, родовое, эмоциональное, а не только рациональное. Ну, скажите, где вы целовались в первый раз? Не на скамейке ли деревянной лестницы, что ведет от набережной Грина вниз к улице Спасской (Дрелевского). Где та скамейка? Нет ее, как нет перил у единственной в своем роде деревянной лестницы, готовой вот-вот рухнуть (дай Бог никого не похоронив под собой) и никогда не возродиться. Впрочем, вернули же к жизни Трифонов монастырь, Макарьевскую и с десяток других церквей, и Булычевский замок преобразился. Но только на фотографиях остались Александро-Невский собор архитектора Витберга, деревянный "Колизей". Его участь мог бы разделить дом, в котором жил в ссылке Александр Лаврентьевич Витберг, талантливый архитектор, создавший храм Христа Спасителя в Москве. Хорошо, что на капремонт поставили и определились наконец, кому же сейчас дом Витберга принадлежит.


Эта конкретика нужна, но для всех не так и важно, кому "приписано" здание той же Герценки. Оно не просто старинное здание. Не просто часть истории города, края. Герценка - духовная их составляющая, как и Дворянское собрание (там закрытый, наверное, более десятка лет, на ремонт краеведческий музей рождения 1866 года и действующий Театр на Спасской). Как Спасо-Преображенский девичий монастырь (напротив стадиона "Динамо"), который начали восстанавливать с церкви. Как Александровский сад, которому на будущий год "стукнет" 70 лет.Доведенные до плачевного состояния, они все равно остаются святынями нашей земли. Сказать, что ничего не делается по их возрождению, - пойти против истины. Но и ощущения, что относятся к ним как к национальному достоянию (один из наших предков весьма точно назвал Вятку страной, так что и с национальным достоянием я не переборщила), не возникает.


С Марией Николаевной Новоселовой, директором ордена Почета государственной универсальной областной научной библиотеки имени А.И. Герцена, ходили по старому зданию с высокими и готовыми обрушиться потолками, и я наивно предлагала ей собрать под этими сводами "хороших, богатых" людей, чтоб защемило у них сердца и захотелось 167-летней библиотеке помочь. Мария Николаевна смотрела мудрыми глазами и отвечала, что средства на ремонт выделяют бюджеты. То ли она давно разочаровалась в людях, то ли стыдно все время просить. Работы, как известно, на Герценке снова застопорились - освоили выделенные в этом году миллион четыреста тысяч рублей. Всего потратили 5 миллионов, где взять еще необходимые 16, ломают головы в администрации области. Новый глава преобразованного департамента культуры, информации и общественных связей Владимир Микрюков сказал, что выделят еще полтора миллиона, но, по его признанию, на недавно прошедшем в ВТПП "круглом столе ", он пришел к тому, с чем имел дело 17 лет назад. Владимир Аркадьевич тогда занимался культурой как организатор, и теперь вот призвали. Неутешительно - почти за два десятилетия немногое изменилось в культуре как отрасли. А в жизни многое изменилось не в лучшую сторону. Мы потеряли культуру поведения в общественных местах.


ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ - "ЛЮДИМЫЙ ГОРОД"?


Захотели с мужем посмотреть, как народ вятский День города (а он нынче был связан еще и с 630-летием) отмечает. Вышли из дома под вечер, но лучше б не выходили и не видели того, что с центральными городскими улицами, Александровским садом, сквером и самой Театральной площадью сотворили за день поглощавшие на зрелищах все, что можно, кировчане. Мусора было по колено. Милиция охраняла перекрытые скамейками входы в сквер на Театральной, где горы пустых бутылок, банок из-под пива, тетрапаков, окурков и прочего покрыли это еще недавно уютное пространство специфическим "ковром". А ведь сквер - это тоже вятское достояние, он был заложен в 1865 году (посадки были осуществлены по плану академика Рудницкого). И он - как сердце Вятки. Как же, наверное, больно бывает ему...


На улице Московской картинка: ведут пони с Театралки, трудилась весь день, катая на спине детишек. И вдруг лошадка начинает выделывать какие-то кренделя, словно копыто повредила - немудрено было на какой-нибудь торчащий осколок бутылки наступить. Но, оказалось, лошадка попала копытом прямо в пластиковую бутылку, как в капкан, и захромала. Наверное, испугалась.


А вот нас словно помоями окатили. На улицах было, как на свалке, и пахло так же - довольно теплая погода сделала свое дело. Да, урн, контейнеров не хватило - они были битком забиты. Но главное - не хватило у кировчан, особенно молодых, элементарной культуры. Идут, сосут из бутылок, высосали - бросают под ноги. В Александровском саду в береговой ротонде устроили забегаловку. Пиво, водку в центр, сами в круг, мат до крыши, причем и от девиц. Я потом встретилась с директором Александровского сада Юрием Моисеевичем Миславским. Знаете, что он сказал? "В том, что у молодежи нет понятия о культуре, виновата не она, а мы, старшее поколение"....Бог мой, да что это такое - "любимый город"? Те, кто его любит на самом деле, разгребали свалку всю ночь. А впереди город ждал День молодежи...


ПУСТОТА - НАШ ВРАГ


Москва хорошеет, Питер хорошеет. Нижний Новгород на звание третьей столицы претендует, хотя по размаху строительства особняков и малоэтажных домов в центре города ему до нас далеко. Мы тоже столица - вятского края, до недавнего времени записанного в "красный пояс", где пытались создать свою, вятскую, модель экономики. Что это такое, никто так и не понял за семь лет. Однако создавали. Досоздавались до того, что область потеряла многих солидных налогоплательщиков, что признало даже УМНС. Сейчас затылки чешем, как бедность победить. А пусть о нас узнают инвесторы! Надо области новый имидж создать. Пусть СМИ постараются. Но СМИ "создают" только образы того, что есть на самом деле. Хотя, если ни над чем особо не задумываться, можно "пропиарить" все, что угодно. "Пропиарили" же языческий праздник с хером, извините за употребление этого слова. А 200-летие открытия торгового пути из России в Америку слободским купцом и меценатом Ксенофонтом Анфилатовым можно и забыть. "Пиарство" убого, любая областная молодежная газета 70 - 80-х прошлого уже столетия на голову выше иных нынешних изданий, просто навязывающих читателям всякий "мусор". Увы, "мусор" продается и покупается. Теми, кто мусорит на Театралке и в Александровском саду? Но, кажется, они вообще ничего не читают.


"Продается-покупается" - некая современная данность, от которой не уйти. Можно не покупать и не продаваться. Это выбор каждого. Но для этого нужна культура, личная, так сказать. И на корнях вятской культуры взросшая, и от них не оторвавшаяся, не показушная, не "пустотелая".


ВМЕСТЕ ИСКАТЬ ОТВЕТЫ


Судя по высказываниям на "круглом столе", о котором упоминала, СМИ оказались как бы на острие проблемы формирования имиджа области, нового имиджа, или, по крайней мере, им как бы заранее уготована такая роль. Действительно, нельзя, чтоб о вятском крае знали только по рабовладельцу Комину, братьям Ронжиным, убивавшим водителей легковушек на трассе Киров - Сыктывкар, или подобным им отморозкам, сюжеты о которых мелькают в "Дежурной части" и других передачах центральных телеканалов. Нельзя, чтобы нас считали этаким заповедником для снежного человека, где доярки мучаются сами и коров своих мучают, - а земляк наш, "очарованный странник" "Комсомольской правды" Николай Варсегов в сем преуспел. Нельзя, чтобы шли только "заказухи" по Кирово-Чепецкому химкомбинату, который лихорадит несколько лет из-за передела собственности. Но как сделать, чтоб на телеэкраны, в российские газеты шла информация о начинающих стабильно работать кировских предприятиях, производящих и экспортную продукцию? Как вернуть славу вятским лесопереработчикам, мебельщикам (МЦ-5 с его элитной мебелью на верном пути, но мебель идет под чужой торговой маркой)? Как сделать, чтоб Вятка действительно стала столицей меха, а не пародией на нее?


Как обозначить наш регион местом, где выпускают самые вкусные колбасы, копчености, масло, молоко и даже "самую лучшую водку" (почему бы не гордиться "продуктом", если Вятка - родина "хлебного вина ") и привлечь не только потребителей, но и инвесторов? Ответы на эти и другие вопросы мы готовы искать, но только вместе с властью и бизнесом. Равнодушными нас делает невостребованность нашего интеллектуального потенциала. Может, и спорно, что по проблемам формирования нового имиджа Кировской области надо проводить научно-практическую конференцию, но другого пока никто не предложил.


Думаю, не возбраняется использовать как трибуну и любое вятское издание, и любой телеканал - представители практически всех присутствовали в Вятской торгово-промышленной палате и в целом проявили готовность откликнуться. А уж что сделают, будет зависеть от уровня культуры сотрудников и позиции редакций. Для одних, как для радиостанции "Европа плюс Киров", оказалась важна акция помощи вятским детским домам, и ее провели всем миром. Для других и мусорный праздник все равно праздник. Что тут скажешь? Только то, что в общем страдает тот самый имидж, о котором нас всех призывают позаботиться.


Надежда СОЗИНОВА. Фото Леонида ПУГИНА.


Что6 не страдал имидж города Кирова да и области при выдвижении на звание "Почетный гражданин", предлагаю проводить общественное выдвижение кандидатов гласно - в присутствии журналистов вятских СМИ. И непременно учитывать, что у нас есть люди, уже признанные на государственном уровне, - те, кто заслужил Госпремии. А потом компетентные комиссии пусть решают, кто достоин почестей.


На чем держится имидж и что его подрывает


По сообщению пресс-службы управления МНС по Кировской области, задание всех уровней бюджетов (федеральный, областной, местные) за январь - июнь этого года выполнено на 115,2 процента. Сверх плана в бюджетную систему привлечено 811,2 миллиона Всего привлечено платежей 6 миллиардов 149,7 миллиона рублей, в том числе в бюджет территории 4085,7 млн. руб.


Темпы роста объема производства к уровню прошлого года составили в области 121,4 процента. На 6,7 процента сократился в соотношении с прошлогодним уровнем удельный вес убыточных предприятий.


По сообщению облкомстата, в нашей области среднедушевые номинальные денежные доходы сложились к маю с.г. в размере 3,2 тысячи рублей, что соответствует восьмой из четырнадцати позиции в Приволжском федеральном округе. Такое же место мы занимаем пока и по среднемесячной заработной плате - она составила в мае 4,4 тысячи рублей. Правда, просроченная задолженность по ней сократилась на 40 процентов с начала года и составила 310 миллионов рублей, что немногим более месячного фонда заработной платы за май.


Вопрос читателям: а у вас есть предложения, как поднять имидж нашего края в глазах сограждан?