Этот материал мы посвящаем вам, военные моряки, рассказывая о тех, кто составляет славу флота нынешнего и минувшего...
Дорогие наши и любимые! В эти дни Владивосток с неизбывным восторгом отмечает ваш профессинальный праздник, который издавна, с детства, с первых шагов по Набережной стал для всех нас таким же главным праздником, как День города. А традиционный выход Нептуна и морпехов на водной станции КТОФ в этот праздник стал для горожан самым ожидаемым событием, как и обязательный вечерний салют. Владивосток - город не только сопок и туманов, это город белых кителей и бескозырок, ибо он неразрывно и навсегда связан с морем и моряками. С военными моряками!
Велик был флотоводец
Празднование Дня ВМФ во Владивостоке приурочено к 100-летнему юбилею адмирала Николая Кузнецова. Фото Дмитрия Кучмы
Празднование Дня ВМФ в порту-крепости Владивосток будет приурочено к 100-летнему юбилею одного из бывших командующих флота - адмирала Николая Кузнецова
День военморов не за горами - об этом свидетельствуют выстроившиеся на акватории Амурского залива в парадную линию корабли и подлодки, ежедневно марширующие на репетицию праздника отряды моряков и даже - несмотря на жару! - какое-то приподнято-неказарменное настроение фланирующих по городу флотских патрулей.
Торжества любимого горожанами праздника по традиции пройдут во всех частях флота. Однако главными событиями Дня ВМФ во Владивостоке станут театрализованный праздник на водном стадионе (репортаж о нем вы прочтете в следующем номере "Н") и юбилейные мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения Николая Герасимовича Кузнецова.
Николай Герасимович Кузнецов - адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза, народный комиссар Военно-Морского Флота, военно-морской министр, главнокомандующий ВМФ. Родился 22 июля 1904 года в деревне Медведки (ныне Котласского р-на Архангельской обл.). В 1919 году добровольно поступил матросом в Северо-Двинскую военную флотилию, участвовал в гражданской войне и в борьбе с интервентами. В 1921-м направлен в Петроград в подготовительную школу, после окончания которой поступил в Военно-морское училище (ныне ВВМУ имени М.В. Фрунзе). Окончив его, получил назначение на Черноморский флот. После обучения в 1929-1932 годах в Военно-морской академии Кузнецов возвращается на ЧФ, где вскоре становится командиром крейсера "Червона Украина".
В 1936 году его направляют в Испанию в качестве военно-морского атташе и главного военно-морского советника. Там он принимает активное участие в разработке планов боевых операций республиканского флота, взаимодействия его сил с сухопутными войсками и авиацией. В августе 1937-го его назначают первым заместителем командующего Тихоокеанским флотом, а с января 1938-го Кузнецов - командующий ТОФ. 1939 год для Николая Герасимовича явился переломным в его флотской судьбе. 28 апреля он был утвержден в должности наркома ВМФ.
Николай Герасимович разработал и ввел в действие систему оперативной готовности сил флота, позволявшую своевременно реагировать на осложнение военно-политической обстановки. Используя отработанную организацию, нарком ВМФ уже 18-19 июня 1941 года по собственной инициативе перевел флоты в оперативную готовность N 2. На исходе 21 июня он приказал объявить оперативную готовность N 1. Благодаря этому начало Великой Отечественной войны моряки встретили организованно, и в первые дни, несмотря на внезапность нападения, флот потерь не имел. В этом огромная личная заслуга Н.Г. Кузнецова.
В 1944-м Кузнецов стал адмиралом флота. 14 сентября 1945 года за образцовое выполнение заданий Верховного Главнокомандования по руководству боевыми операциями флотов (в том числе во время войны с Японией на ТОФ) и достигнутые успехи он удостоился звания Героя Советского Союза.
Но в 1947-м, по указанию И.В. Сталина, Николай Герасимович был снят с должности и назначен начальником Управления военно-морскими учебными заведениями. В 1948 году последовал неправедный суд над ним и рядом высших должностных лиц ВМФ по сфабрикованному делу. Для Н.Г. Кузнецова он завершился понижением в воинском звании до контр-адмирала и направлением служить заместителем главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам. Вскоре, опять же по указанию Сталина, он становится военно-морским министром с восстановлением в звании адмирала флота.
После реорганизации военного и морского министерств Н.Г. Кузнецов стал занимать должность главнокомандующего ВМС - первого заместителя министра обороны СССР. В 1955-м ему присвоили звание адмирала флота Советского Союза. Однако в 1956-м он снова был снят с занимаемого поста якобы за "неудовлетворительное руководство Военно-Морским Флотом". Бывшего главкома понизили в звании до вице-адмирала и уволили в запас.
Находясь на пенсии, Николай Герасимович написал мемуары - "Накануне", "На флотах боевая тревога" и "Курсом к победе", в которых подробно рассказал о деятельности ВМФ перед Великой Отечественной войной и в ходе ее. Умер прославленный моряк 6 декабря 1974 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. 26 июля указом президиума Верховного Совета СССР Н.Г. Кузнецов посмертно восстановлен в звании адмирал флота Советского Союза.
На Тихоокеанском флоте бережно хранят память о прославленном адмирале. Здесь уже установлен его бюст - у входа в штаб флота. А завтра в открывающемся после реставрации Музее флота по новому адресу: Светланская, 66 будет представлена экспозиция, рассказывающая о жизни великого русского флотоводца.
Воспитатель первого ранга
Главное в работе с личным составом - собственный пример и индивидуальный контакт с каждым подчиненным
Справка "Н"
Заместитель командира соединения дизельных ПЛ КТОФ капитан 1 ранга Владимир Завьялов родился в 1957 году в семье железнодорожников в напрочь сухопутном уральском городке Ирбите.
Владимир Завьялов. Фото Дмитрия Кучмы
Решив стать моряком, поехал почему-то в сухопутный же Киев, где в 1978 году окончил высшее военно-морское политическое училище. Направление получил на Тихоокеанский, где служит вот уже более 25 лет. Был "комсомольцем" на крейсере "Дмитрий Пожарский" и в оперативном соединении КТОФ вьетнамской базы Камрань, замполитом атомной ПЛ в Совгавани, последним "воспитателем" авианосца "Минск" в Техасе и базы КАФ в Хабаровске.
В 1998 году в День подводника - 19 марта - был назначен заместителем командира дивизиона дизельных ПЛ Малого Улисса.
- Первое впечатление от гремевшего когда-то соединения было тяжелым. Флот еле дышал, кругом одни сложности и тяготы. В запас уходили лучшие кадры... Ничего, выдюжили, за шесть лет работы в должности вместе со штабом и офицерами лодок сумели создать боевой коллектив, вновь возродить на Улиссе полноценное соединение.
- Владимир, а в чем разница между политической работой на флоте в советские времена и воспитательной - сейчас?
- Суть - индивидуальная работа с каждым членом воинского коллектива - осталась практически неизменной. Разница - в отсутствии ярко выраженной политической и идеологической окраски этой работы. Формы и методы воспитания людей, особенно молодежи, практически не изменились со времен Песталоцци. Кстати, некоторые из них, отмененные в пылу идеологической перестройки, сегодня снова возвращаются на флот. Потому что их влияние на патриотизм, гражданскую позицию, дисциплину, наконец, апробировано десятилетиями успешной практической работы.
- Тогда на чем базируется воспитание российского воина, моряка и подводника?
- Патриотизм, государственность, история, гордость за принадлежность к овеянному славой российскому флоту... Согласен, идеологический фундамент нашей работы пока не сформирован даже на госуровне, есть сложности и чисто прикладного, бытового характера.
- Ты в море-то бываешь?
- Конечно. До конца узнать военного человека можно только в боевой обстановке, на его боевом посту, в отсеке, на борту лодки. Да и личный пример - он всегда действеннее любой лекции.
Честно говоря, сегодняшняя профессиональная подготовка моряков хуже, чем в годы моей молодости. Срочники служат всего два года, мичманы и офицеры материально не заинтересованы в длительной службе на "железе". А раньше мичман - мастер военного дела на 5-7 году службы получал поболе лейтенанта!
Главное же - выходов в море стало меньше, чем 15-20 лет назад! А ведь стать профессионалом подводник может только за Аскольдом, еще лучше - на глубине, в процессе непрерывного выполнения учебных стрельб, погружений и всплытий!
- Что чувствует подводник во время нештатной, аварийной ситуации?
- За всех сказать не могу, хотя мы тщательно анализируем реакцию каждого будущего подводника, начиная с учебки. Мое первое впечатление от фактической аварийной тревоги в конкретном отсеке "Варшавянки" бывали такими: мозг начинает анализировать - что там могло произойти? Кто сейчас в отсеке из офицеров и матросов?..
- Государство вспомнило о том, что у него есть флот, который нужно беречь и растить?
- Если честно, чувствуется забота о подводниках только на уровне флота. Замечательно отремонтированы казармы экипажей, преобразилась столовая, строится общежитие для малосемейных. За последние три года соединение получило для своих офицеров и мичманов около полутора десятков квартир.
А вот государство так и не решило вопрос достойной зарплаты, особенно для элиты подводных профессионалов, прослуживших на флоте не один десяток лет. Пока капитан 3 ранга на Тихоокеанском флоте получает меньше, чем водитель трамвая в Питере... Да и будущая монетизация льгот вызывает множество вопросов.
- С твоей легкой руки началось возрождение шефских связей соединения...
- Просто так получилось, что именно в эти годы на наши, в том числе и мои, просьбы о помощи начали откликаться неравнодушные люди. Сначала шефами одной из ПЛ Улисса стал Могочинский район Читинской области. Теперь на этой "Варшавянке" служит много земляков-сибиряков, что не могло не сказаться на психологическом климате в экипаже, на его спайке. Да и реальная помощь от района своим землякам - телевизор, видеомагнитофон - не лишние.
Вот и сейчас, на день флота, могочинцы едут в гости на подшефную лодку, везут подарки и приветы от родных. Неплохо налажены шефские связи администрации края с другой лодкой - здесь традицией стали замечательные концерты и подарки в виде туалетных наборов всем морякам "Варшавянки". А шефы, встречи с ними - это очень важно для моряков, которые служат вдали от дома.
- В чем же, собственно, заключается эта самая воспитательная работа?
- Ну начинается она еще с учебного отряда: мы едем туда, знакомимся с призывниками, они заранее знают, где будут служить. Приходят на лодку - еще из учебки, знакомятся с земляками и экипажем, своим будущим отсеком, с боевым постом. После прихода в соединение каждый матрос осваивается в воде на учебно-тренировочном судне, где не раз и не два погружается в глубину в спасательном гидрокостюме.
Особое внимание - к первому выходу в море: ритуал посвящения в подводники, первые шоколад и вобла... И, конечно, главное в индивидуальной работе с матросами - преодоление понятной всем боязни воды, глубины, привитие профнавыков. С мичманами и офицерами работа заключается в конкретной помощи: решении бытовых, семейных, психологических проблем. Короче, покой нам только снится. Разве что во вторник - традиционный выходной воспитателей...