Ну вот, отшумели июньские праздники - их было много, дней городов, национальных фестивалей и так далее. Поближе к Петербургу уже почти "свернулись", а официально и вовсе закончились белые ночи. Впрочем, это не касается Кольского полуострова, Архангельской области и северных районов Коми - там вовсю полярный день и незаходящее солнце.
И комары кусаются нещадно. Недавно коллега из Финляндии рассказала, что эти злые твари вдруг появились и по ту сторону границы, и очень кусачие... Этого явления в таких масштабах там уже давно не было, непонятно почему - климат вроде один, и природа такая же. Не то чтобы в тех краях вообще о комарах не слыхивали - в Лапландии саам (у нас тоже есть кусочек Лапландии, где саамов зовут, как известно, лопарями) шутил: комар - друг оленевода, он не дает оленям разбрестись по кустарникам и заставляет их собираться на высоких местах, где ветер разгоняет летучих кровопийц...
Впрочем, недаром о какой-то мелкой неприятности говорят: "как комариный укус". Если бы комары были единственной проблемой. Значительно печальнее другие известия - о разрушающихся храмах и памятниках, о том, как трудно доживают свой век старики в дальних деревнях... Конечно, легко впасть в пессимизм, для которого масса оснований. Но мне кажется, что уныние и пессимизм должны отступить на второй план перед здоровой спортивной злостью - неужели у нас не может быть по-человечески, неужели мы не сможем сделать по-человечески?
Конечно, дело часто в деньгах, но не только и не столько в них. Помнится, одна музейщица, когда у нее спросили о сумме, которая в принципе ей была бы нужна для того, чтобы хватило на все-все, что она хочет осуществить, долго думала и задыхающимся полушепотом произнесла сумму: "Десять... тысяч... долларов..." Жалко, что при этом не присутствовал никто из больших начальников, отвечающих и якобы радеющих за нашу культуру. Может быть, стало бы хоть чуть-чуть стыдно - что в то время, когда во всяких разговорах на высоком уровне называются какие-то сногсшибательные цифры, которых не хватает, и поэтому гибнут памятники, и культура в упадке, женщина из дальнего села мечтает о сумме, на которую и комнату в коммуналке сейчас не купить.
Люди давно в принципе научились делать свое дело с небольшими деньгами или вовсе без них. Где-то леса достать, где-то с шофером договориться и с плотником за народную "стеклянную валюту"... Но очень часто и копеек-то нет на эту "стеклянную валюту".