Профессионал
Главный инженер Управления спецработ Метростроя Олег Мельников удостоен награды "Почетный строитель города Москвы" за отделку станций "Бульвар Дмитрия Донского" и "Парк Победы",
О метростроевцах, как и о железнодорожниках, идет молва как о людях надежных, верных раз и навсегда избранной профессии.
16-летний Олег Мельников приехал в Москву летом 1980-го из уральского города Кизела посмотреть Московские Олимпийские игры.
Гуляя по ВДНХ, он увидел объявление о наборе в ПТУ N 72 Метростроя и... поступил туда. Через год, окончив это училище с отличием, получил специальность электросварщика-арматурщика. Направили его в СМУ-6 Метростроя, прославившееся в семидесятых строительством таких станций, как "Кузнецкий мост", "Марксистская". Но... был там "на подхвате", выступая в роли "поди-принеси", примерно так молодые артисты тренируются на "кушать подано". Ничего удивительного - ему не было восемнадцати, и в шахту поэтому не пускали.
Начало трудовой биографии совпало со временем самого "крутого застоя". Именно в это время в высоких кабинетах были подписаны секретные указы об оказании "интернациональной помощи", и тысячи ровесников Мельникова улетели защищать от "духов" социалистический Афганистан. Олег попал служить на китайскую границу, и первое, что показали ему в качестве учебного пособия, - фильм о защите советской границы на острове Даманский и озере Желанашколь. Что он почувствовал тогда? "То, что детство кончилось..." Вообще-то ему повезло - на границе служат ребята образцовые, о дедовщине здесь только слышали. И понятно, почему: сегодня ты унизил новобранца, а завтра окажешься с ним наедине в дозоре.
После армии вернулся в СМУ-6, и на этот раз попал в бригаду Анатолия Попкова, который был старше Мельникова всего лет на десять, но Олег Николаевич считает, что именно он дал ему путевку в жизнь. Да все молодые ребята ощущали заботу бригадира - он всегда знал, для кого какой фронт работ определить, кто на что способен. Через полгода после демобилизации Олег поступил в МИИТ на вечернее отделение факультета "Экономика и организация строительства".
На строительстве станции "Чкаловская" Мельников возглавил звено слесарей по монтажу металлоконструкций, а когда окончил институт, его избрали заместителем секретаря комсомольской организации Метростроя.
Развал комсомольской организации Мельников пережил как личную беду: "Моему сыну шестнадцать, и я сожалею, что он не прошел школу пионерии и комсомола. Но в целом я, конечно, не думал, что жизнь кончилась, хотя хорошо прочувствовал смысл китайского пожелания: "Чтоб ты жил в эпоху перемен!" И, как ни странно, именно в это время понял, что из Метростроя не уйду, мне интересно здесь, это - мое".
Когда строилась станция "Алтуфьево", Мельников наблюдал за производством отделочных работ уже в качестве мастера. С середины девяностых он стремительно продвигается по служебной лестнице, берясь за все более сложные объекты, чувствуя доверие и поддержку директора Управления спецработ Александра Мышенкова.
Станцию "Марьино" сдавал уже в качестве начальника участка. Отвечать пришлось за отделку всего комплекса - с платформой, двумя вестибюлями и подземными переходами с восемью выходами. Бригады, случалось, работали в десятке мест, но именно на этом объекте Олег почувствовал вкус к самостоятельной работе. Прочувствовал, каково оно, давление "авторского надзора"; в конце концов, отделочник, как и архитектор, может и должен уметь проявлять себя как творческая личность. В чем? А в подборе камня, в создании композиции, которая каждый раз требует иной палитры - в спектре между белым и черным цветом. Отделочники не только моделируют каменную "одежду", они выбирают и ее тон для стен:
теплым или холодным ему быть - всякий раз зависит от многих причин. Для этого камень и раскладывают в ряд на полу и "включают" художественную интуицию, так что Олега Мельникова вполне можно назвать наследником бажовского Данилы-мастера. Он считает: "Камень - не мертвое существо, и относиться к нему надо с любовью". Между прочим, пилоны станции "Парк Победы" в форме тюльпанов - "каменных цветков" собирали каменотесы-гранитчики. Даже профессии современных отделочников называются, как во времена Данилы-мастера.
В самом деле, что как не художественная интуиция помогла отделочникам в процессе работы увидеть в сером мраморе белого Скачущего всадника - вы можете рассмотреть его на стене станции "Аннино". Что как не интуиция помогла безошибочно выложить к 850-летию Москвы панно из Гжели в вестибюле второго выхода станции "ВДНХ"? Работа была тончайшая, ни одной плитки нельзя было испортить, вот и укладывали, не дыша, сине-белые квадратики и прямоугольнички. Все удалось - художники с Гжельского комбината остались довольны.
А уж на отделке уникальной арки в Душанбе в честь 1100-летия Государства саманидов и вовсе можно было себя творцом-созидателем вообразить. Все лето работали в сорокапятиградусную жару на высоте сорок метров. Гранитные плиты крепили особым способом, который должен гарантировать сохранность арки при подземных толчках.
Совершенствоваться в профессии Мельников продолжал на каждом новом объекте. Так, работа на станции "Улица академика Янгеля" потребовала умения принимать решения оперативно, практически на ходу и вести отделку "скоростным" методом -сдавали станцию к Дню города.
Каждому профессионалу знакомо упоительное ощущение эйфории от хорошо сделанной работы. Пожалуй, Мельников испытал его при сдаче станций "Бульвар Дмитрия Донского" и "Парк Победы". Станции так красивы, что, попав на них впервые, человек на секунду невольно замирает. Иностранцы в эти моменты начинают щелкать фотоаппаратами и рассуждать о "загадочной русской душе", которая так щедро обставляет даже свои подземки.
Станцию "Бульвар Дмитрия Донского" отделочники называют "вечным праздником". И правда, зелень разных оттенков, играющая на нескольких видах гранита и мрамора, шары бра, похожие на гулливеровские игрушки, - все это создает ощущение праздника. Своими галереями станция неуловимо перекликается с "Комсомольской"-радиальной, а всем видом как бы говорит о том, что именно она станет точкой отсчета для строителей метро в XXI веке.