Сегодня в Челябинской картинной галерее открывается долгожданная персональная выставка нашего именитого земляка
Инициатива проведения этой выставки исходила от Челябинской областной картинной галереи.
-У нас скопились две папки публикаций о Митрошине, -рассказывает сотрудник галереи Наталья Устьянцева. -Выяснилось, что о нем много писали журналисты и мало -специалисты. Первая персональная выставка в наших стенах -прекрасный повод прервать затянувшуюся для искусствоведов паузу и поговорить о творчестве художника. Он известен как мастер, выставляющийся за границей, получающий там престижные награды, как автор работ, хранящихся в посольских коллекциях и частных собраниях знаменитостей. А в Челябинске о нем однобокое представление: по "Сфере любви" и фантастическим каменным животным на Алом поле. Меньше знают о том, что он занимается станковой, камерной скульптурой, творит изящные миниатюры. Экспозиция покажет, чем он интересен сегодня, как эволюционировало его творчество.
Виктора Федоровича тоже радует встреча с челябинцами. Свою экспозицию в качестве весеннего подарка землякам он приурочил еще и к открытию Центра олимпийской подготовки по дзюдо, для которого сейчас готовит большую скульптурную композицию. Выставка продлится до конца апреля. Два небольших зала смогли вместить не все, а лишь 18 работ, но можно смело сказать, что это наиболее интересные его произведения, в том числе и три ранних творения из коллекции Челябинской картинной галереи. "Теленок", "Белый медведь" и "Дзюдоист" выполнены из шамота -обожженной глины. Когда-то у скульптора еще не было возможности переводить керамику в дорогостоящую бронзу. Но лепил он всегда с большой любовью.
-Поэтому, -говорит Виктор, -мне не стыдно показать свои работы и 20 лет спустя.
"Теленок" в те давние годы демонстрировался в Москве на выставке "Земля и люди", проходившей в недавно сгоревшем Манеже (так что это уже исторический факт). "Белый медведь" -на республиканской выставке "Люди и море". Зная, что Виктор собирается в ней участвовать, коллега спросил его: "Моряка будешь лепить? " -"Нет, белого медведя". Он изобразил своего героя удивленным, потому что весна, навигация и мишка впервые увидел людей. Митрошин всегда относится к выдуманным им существам как к живым и для него неважно, в каком материале они выполнены.
Самая свежая работа -девушка с бабочкой. Бабочка олицетворяет трепетную душу. Это символ, придуманный скульптором по просьбе посла России в ЮНЕСКО Владимира Каламанова для этой международной организации. Во время прошлогодней выставки в Париже Виктор вручил модель скульптуры генеральному директору ЮНЕСКО Коичиро Мацууре. Потом появилось предложение увеличить ее до размера в две натуры и сделать фонтан на территории штаб-квартиры. Секретариат организации, состоящий из представителей 189 стран, единогласно одобрил проект Митрошина. Только что Виктор Федорович снова побывал в Париже, выбирая подходящее место, а задача сложная: фонтан тяжелый -60 тонн без воды. В дни подготовки к выставке Митрошин не суетился, но и не бездействовал. Праздник праздником, а работа не должна стоять на месте. В своей мастерской он скрупулезно творит новое произведение, о котором пока предпочитает молчать. И работает над созданием памятника "Орел" в честь воинов-интернационалистов, который будет установлен в Челябинске в этом году.
Виктор МИТРОШИН не ведет счет выставкам, в которых он принимал участие, особенно групповым.Он признался, что не любит выставляться с кем-то, предпочитая персональные экспозиции. Сколько их у него было? Он тоже затруднился ответить. Мы стали считать вместе.
В Москве прошло пять выставок Митрошина, в последний раз -в 2002 году в Государственном музее геологии.
В 1993 году была выставка в Санкт-Петербурге (открывал Анатолий Собчак).
Зарубежные выставки Митрошина состоялись в Финляндии, Вене (открывал вице-канцлер Австрии), в Париже (дважды), Лондоне, Нью-Йорке.
Самой успешной скульптор называет последнюю, прошлогоднюю парижскую выставку. Он посвятил ее своей героине -Майе Плисецкой. Мировая звезда и открывала экспозицию вместе с супругом Родионом Щедриным. Почетным гостем выставки был известный кутюрье Пьер Карден.
В Челябинске персональная выставка была открыта в 2000 году в День города в фойе театра оперы и балета. Представляли ее московские друзья скульптора -артисты Георгий Жженов и Александр Панкратов-Черный.