"Музыка для духового оркестра - один из самых любимых народом видов музыкального искусства".
(Энциклопедический словарь юного музыканта.
М. Педагогика. 1985. Стр. 96).
Рожденный реформами Петра Первого, духовой оркестр России пережил пик успеха во второй половине XIX века. Для него писали великие русские композиторы Александр Бородин, Петр Чайковский, Николай Римский-Корсаков, Михаил Глинка.
Но сегодня для многих малых городов и райцентров это скорее грустные воспоминания. Недавно разговорился со старожилом Туринска Владимиром Тарасюком. "Три духовых оркестра было в нашем городе, - сказал Владимир Назарович. - На ЦБЗ, спичечной фабрике и учебно-производственном предприятии инвалидов по зрению. Без духового оркестра не обходился ни один большой праздник, будь то Первомай, День Победы, День города или массовое гуляние в парке Декабристов. С оркестром шли по главной улице Ленина демонстранты, провожали призывников в армию, чествовали заслуженных людей, провожали в последний путь Теперь этого ничего нет. Перестроечные веяния и тут сказались не лучшим образом. Замены "духовикам" не нашлось.
Бывшие оркестранты были в основном самоучки без специального музыкального образования, но игра их брала за душу. Многих из них уже нет в живых. Неведомо куда исчезли духовые инструменты. Скорее всего, их растащили "на сувениры".
Стоит сказать, что оркестранты существовали при предприятиях как бы сами по себе. Оркестранты - рабочие названных предприятий - играли в свободное время. Совершенствовать мастерство, расширять репертуар для концертной деятельности было, по сути, негде. Туринская музыкальная школа "духовиков" не готовила. Оркестры держались скорее на энтузиазме музыкантов-любителей, нежели на материальной заинтересованности. Работа по вызовам приносила крохи. Но люди радовались оркестрам и в таком качестве.
Беседуя с людьми разных возрастов, убеждаешься: духовой оркестр востребован и сегодня праздничные трансляции духовой музыки по местному радио никогда не заменят живую музыку. Без нее праздник не праздник. С этим соглашаются все. Стало быть, вызрела проблема: как возродить былую традицию? По словам директора Туринской музыкальной школы Тамары Стехиной, вопрос о музыкальном классе духовых инструментов даже не стоит. Нет педагога. Кроме того, духовые музыкальные инструменты стоят огромных денег.
Местные предприятия финансово слабы.
-Тем не менее, проблему надо обозначить, - говорит управляющий делами райадминистрации Александр Кириллов. - Стоит привлечь к ней внимание областной и федеральной власти. Духовой оркестр важен, необходим провинции, что подтверждает опыт села Зайково Ирбитского района, где такой оркестр существует.
Проблема, понятно, не только Туринска. Наступит ли возрождение славного дела? Пройдут ли снова по главным улицам провинции с духовым оркестром? Думаю, пройдут. Но когда?