Михаил Дмитриевич Огороднов - пианист, выступающий с концертами как солист и как концертмейстер. С начала 90-х годов - один из создателей звучания звонницы Ферапонтова монастыря и мелодии боя гатчинских дворцовых башенных часов. В Ферапонтовой монастыре проходят его концерты колокольной музыки. Михаил Дмитриевич - преподаватель музыкального училища им.Мусоргского по классу концертмейстерского искусства и камерного ансамбля.
- Михаил Дмитриевич, календарных праздников становится все больше и среди них появился Международный день музыки. Как вы на это реагируете!
- Словосочетание Международный день музыки в России сегодня я воспринимаю с грустью. Фраза сама по себе ничего не несет. Наш эфир завален музыкальным мусором, тексты которого часто нецензурные, а музыка - два аккорда и бум-бум. Если бы была реальная возможность изменить положение к лучшему, тогда другое дело.
- И все же, как можно было бы отметить такой день, например, в Гатчине!
- Поскольку я музыкант, который работает в сфере классической музыки, я ценю больше всего именно ее. Мне отрадно было бы видеть об этом афиши на улицах. Чтобы в общеобразовательных, художественных, музыкальных школах, на площадках в этот день звучала живая, хорошая музыка. Ведь музыкантов в Гатчине столько, что можно было бы устроить музыкальный марафон. Договорились бы об очередности выступлений. Вдобавок была бы широко организована продажа книг, картин, фоторабот. Народ придет и унесет с собой много хороших впечатлений. Ежегодное празднование Дня города - это скорее ярмарочный вариант увеселения народа. А в этот день может звучать не только музыка, но и поэзия. Люди уже забыли, как звучат стихи. Если бы хорошо продумать эту затею, то таких дней хотелось бы видеть не один в году.
- Михаил Дмитриевич, культура в обществе за последние 15 лет пришла в такой упадок, что потребность в музыке есть далеко не у всех.
- Вот мы и подошли к проблеме воспитания детей в школе, где и должны развивать музыкальный вкус, культивировать добрые чувства. А что делают с программой в школах? Сокращают часы по гуманитарным предметам. Наметилась тенденция перевести музыкальные школы и школы искусств на самоокупаемость. Кто сможет платить? Кому это выгодно?
- И вы не видите положительных примеров!
- Вижу. Мне очень понравилась атмосфера в гимназии Ушинского. Никаких свалок на переменах. У детей живые лица. Они проявляли здоровый интерес к музыкальному инструменту. Приятно было видеть, как они ходят, смотрят, говорят. В школе есть свой духовой оркестр. И что меня поразило: по стенам в коридорах висят портреты композиторов, а в кабинете директора - портрет Джузеппе Верди.
- Как объяснить человеку, зачем нужна музыка!
- Музыка - очень нежная эфемерная субстанция. Ее воздействие не всегда кажется очевидным. Нет прямо пропорциональной зависимости: послушал хорошую музыку и стал хорошим. А след, тем не менее, остался. Мы должны успеть заложить в детях здоровое зерно, и музыка для этого особенно пригодна. Она божественна, идеальна, она есть некий род истины. Музыка никогда не предает человека. Многие ребята, окончившие хоровую школу "Апрель", продолжают посещать хор, не могут расстаться с музыкой. Сделаем правильный вывод: надо учить умению творить прекрасное.
- С чего лучше всего начать!
- С человеческого голоса. Он является инструментом музыки и инструментом речи. На нем и сконцентрируем свои усилия. Обратимся к понятию тембр. Вся информация о человеке заложена в тембре его голоса. Способность голоса генерировать тембр можно увязать со способностью человека управлять голосом по законам красоты. Музыка развивает в человеке творческое начало и он в любой профессии будет его проявлять. Политик, который бы получил опыт вокально-речевой школы, уже не так легко обманывал бы свой народ. Он был бы другим политиком. Мы ждем политиков, облагороженных настоящим искусством.
- В этом году вы - юбиляр. Юбилей музыканта - это подведение итогов или что-то другое!
- Если рассматривать жизнь как поток, то юбилей - маленький рубеж. Я себя чувствую в середине процесса. Разве юбилей - это праздник? Я за то, чтобы жизнь была праздником, чтобы делать ее краше и переживать, чувствовать ее хорошие стороны.
ФОТО К.БУША