Московское метро на фоне наземного транспорта всегда выглядело благополучнее и надежнее. Но с каждым годом все труднее даются километры столичной подземки. Причина одна: нехватка достаточных средств для прокладки новых линий. В таких условиях метростроевцы пребывают вот уже 15 лет, но благодаря преданности своей профессии проявляют чудеса героизма и стремятся поддерживать себя в хорошей форме, не растерять годами накопленный богатейший опыт.
- Если бы не постоянное внимание Правительства Москвы к проблемам строительства метро, ситуация была бы катастрофической, - говорит генеральный директор ОАО "Мосметрострой" Геннадий Яковлевич Штерн. - Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков взял под личный контроль ход реализации программы развития метрополитена, прилагает огромные усилия для изыскания возможностей сооружения новых участков. К сожалению, такого понимания городские власти не находят у федеральных ведомств, прежде всего Министерства экономики и развития РФ.
Для нормального функционирования городской метросети в год должно вводиться 10 -12 километров. Сегодня в эксплуатации 275,6 километра, а необходимо в полтора раза больше. Отставание темпов строительства новых линий при явном нарастании пассажиропотока - самая страшная беда московского метро. В прошлом году на заседании столичного Правительства дважды рассматривалась программа развития метрополитена, а месяц назад вновь вернулось к этому вопросу.
Как быть? Не останавливать же строительство метро с чреватыми последствиями? На недавнем (в июле) заседании Правительства Москвы было решено помочь метростроителям сконцентрироваться на основных объектах наибольшей готовности. Речь идет прежде всего о 36 километрах трасс, на которых ведутся или проводились работы.
За три года (2005 - 2007) наконец произойдут перемены к лучшему на Люблинско-Дмитровской линии от станции "Чкаловская" до "Трубной". В перспективе продление ветки от "Трубной" до "Марьиной Рощи". Пора изменить ситуацию на этом центральном участке, прокладка которого ведется аж 20 лет! Были бы деньги, а за метростроевцами дело не станет. Но сначала немного об истории строительства этой линии. Десять лет назад сдан в эксплуатацию первый участок "Чкаловская" - "Волжская" длиной 12,7 километра с семью станциями, второй протяженностью 5,88 километра с тремя - "Люблино", "Братиславская" и "Марьино" - в 1996 году. Трасса проходит от площади Курского вокзала в районе плотной многоэтажной застройки с крупными административными, промышленными и торговыми предприятиями, особенно на Шарикоподшипниковской и Южнопортовой улицах. Участок "Чкаловская" - "Дубровка" сооружали на глубоком заложении в известняках, глинах и мергелях. Кстати, метро в Марьино пришло в начале массовой застройки Марьинского парка. Поэтому москвичи охотно переселялись даже из центра столицы в дома комфортного проживания, а многие покупали квартиры именно благодаря скоростному и быстрому виду городского транспорта.
К сожалению, прокладка ветки в северном направлении от "Чкаловской" в район Марьиной Рощи застопорилась на много лет из-за отсутствия финансирования.
- Сооружение центрального участка от "Чкаловской" до "Трубной" длиной около 2,5 километра возобновилось, -делится начальник комплекса Павел Сергеевич Семенов. - Все шахты приступили к основным проходческим работам.
Хочется надеяться, что наконец власти, в первую очередь федеральные, найдут возможности для продолжения строительства многострадального участка Люблинско-Дмитровской линии.
А вот второй выход станции "Маяковская" намечается открыть к Дню города. Коллективу СМУ-8 приходится работать в сложнейших градостроительных и геологических условиях: вблизи метро, наверху различные здания, грунт сложный. Чтобы обезопасить работу по сооружению вестибюля понадобилось забить 269 свай на глубину от 22 до 33 метров. Большинство операций вынуждены делать ручным способом, в том числе монтаж обделки, так как нельзя применять технику. Выручает высокий профессионализм специалистов СМУ-8 (начальник Н.А.Сорокин), кстати, управление - ровесник Мосметростроя, ему 74 года. Еще такая немаловажная деталь: несмотря на нелегкие времена, которые переживает управление, сохранился основной костяк персонала. Когда мы спросили об этом, ветераны ответили просто: "Кто-то ведь должен строить метро...".
Напомним нашим читателям: "Маяковская" - уникальный памятник архитектуры, оформлена своеобразно. Своды опираются на колонны, покрытые волнистой нержавеющей сталью, а купола сводов украшены мозаическими медальонами. Дополнительный выход разгрузит платформу и дает возможность приступить к реконструкции исторической станции. Мы обязательно подробно расскажем об этом после сдачи объекта в эксплуатацию.
Часть Митинско-Строгинской трассы пройдет под Серебряноборским лесничеством, на строительстве которой сейчас сосредоточены значительные силы Мосметростроя, руководство которого создало хорошие условия для высокопроизводительного труда, быта людей.
Архитектура станций этой линии будет классической, метро действительно станет средой обитания человека, в которой ему должно быть как можно комфортнее. Об этом постараются проектировщики. Москвичам и гостям столицы понравятся мрамор, колонны, сводчатые потолки, мозаика.
Если заглянуть чуть дальше, то и в Солнцево шагнет метро, правда, легкое. Сейчас ведутся проектные работы. Выросли крупные жилые районы Солнцево и Новопеределкино, добираться до Москвы, на работу, и обратно домой - целая проблема, особенно в часы пик, когда пассажиры штурмом берут автобусы.
Так что будущее у Мосметростроя есть, ибо без метро трудно даже представить жизнь десятимиллионного города. А еще миллионы людей ежедневно пребывают в Москву. Отрадно, что в родные коллективы возвращаются те, кто по разным причинам в свое время покинул их. Они рассчитывают на стабильную работу и зарплату.
Руководство Мосметростроя от всей души поздравляет коллег с наступающим профессиональным праздником и желает столичному строительному комплексу и впредь держать на достойной высоте планку московских темпов и качества работ.