Сегодня стройка вплотную приблизилась к действующему метрополитену. И уже к Дню города на станцию метро "Маяковская" планируется открыть второй вход со стороны 2-й Тверской-Ямской улицы.
Недавно строители разобрали сооруженную семьдесят лет назад торцевую стену "Маяковской", у которой со стороны станции всегда стоял бюст поэта.
- Это был очень ответственный момент в ходе строительства, - рассказывает главный инженер СМУ-8 Метротоннеля Вениамин Максимов. - Надо было, как мы обычно говорим, оформить примыкание строящихся выработок к действующей станции, а стена толщиной в полтора метра нам мешала. Она была настолько крепкой, что ее не брали даже отбойные молотки. Пришлось разбивать специальными механизмами...
Теперь подземный зал и пассажиров отделяет от забоя лишь временная тонкая герметичная перегородка. Но шум стройки не слышен, его заглушает шум поездов. Когда же сооружение второго входа на "Маяковскую" будет закончено, легкую конструкцию в самый последний момент без труда уберут.
Второй вход на "Маяковскую" -многострадальная стройка. Из-за отсутствия финансирования она растянулась на целое десятилетие. Но наконец в начале 2003-го на объект пришел целый метростроевский коллектив СМУ-8. В мае строители двух участков - Игоря Бойкова и Накипа Файзрахманова спустились в шахту и начали осваивать подземное пространство под центром города. А в это время на поверхности активно бурили скважины для замораживания грунта. Новый эскалаторный тоннель диаметром восемь с половиной метров предстояло пройти под прикрытием ледяного панциря. В сентябре 2003-го уже монтировались первые кольца. И кто бы мог подумать, что начатая работа почти сразу же прервется на несколько месяцев.
- Прямо-таки неожиданный сюрприз преподнесла нам геология, -вспоминает Вениамин Максимов. -Почти 150 суток мы боролись с водой, которая беспрерывно поступала в забой. Призванный в помощники мороз никак не мог сковать грунт. Если обычно процесс замораживания продолжается 50 суток, то здесь морозили в три раза дольше. И все равно никак не могли совладать с высокой скоростью движения воды на глубине. Кроме замораживания, пришлось применить целый комплекс мер, чтобы наконец остановить воду и как следует проморозить грунт в забое. Уже не на десять, как по проекту, а на все девяносто процентов.
Наконец 11 января 2004 года проходка наклонного хода возобновилась. Бригады проходчиков Анатолия Бельского, Александра Яшина, Николая Егорова и Юрия Сусалева приступили к работе.
На своем пути проходчикам пришлось преодолевать известняки шестой и седьмой категорий крепости, водонасыщенные пески-плывуны с включениями гравия и щебня, юрские глины, которые известны своей неустойчивостью в случае попадания воды, мергели...
Но первые шаги были самыми сложными. Хотя и замороженный, грунт, в котором монтировались тюбинги, был неспокойным, кольца приходилось крепить по нескольку раз. Да и все остальные 1 26 собирали очень осторожно, используя только отбойные молотки и лопаты: в условиях центра города, близости действующей станции метро и жилых зданий буровзрывной способ был категорически запрещен. Строительная площадка, где сооружается второй вход, буквально втиснулась в застройку центра. Она находится в 30 - 40 метрах от зданий, под которыми работают метростроевцы.
Сегодня большой эскалаторный тоннель вчерне уже готов. Строители выполнили в нем чеканку, надежно заделав все швы в тюбинговых кольцах. Когда наклон начнет действовать, пассажиры спустятся по нему вниз примерно на сорок метров. Затем они пройдут по трем подземным коридорам, поднимутся на небольшом эскалаторе на восемь метров вверх и попадут в зал, который непосредственно выведет их на платформы действующей станции около бывшей торцевой стены. Подземный лабиринт пассажиры пройдут всего за несколько минут, а метростроевцам для сооружения коридоров и переходов потребовались годы.
- Самое сложное как раз заключается в том, - подчеркивает главный инженер Вениамин Максимов, -что эти подходные подземные выработки имеют разный диаметр и расположены в нескольких уровнях. Для сооружения их используем в основном немецкие механизмы, которые позволяют без большой вибрации разрушать породы высокой прочности. Мы или режем грунт на кубики, а потом доразрушаем, или выбуриваем отверстия и вынимаем породу с последующим разрушением ее отбойными молотками.
Сегодня на пусковом объекте занято около четырехсот человек. Работа идет круглосуточно, по скользящему графику, включая субботы и воскресенья. Даже в новогодние праздники отдыхали только первого и второго января. На помощь строителям уже пришли монтажники и отделочники Метростроя. В тот день, когда я была на объекте, сдавалась под монтаж оборудования трансформаторная подстанция - сердце будущего подземного комплекса. А в начале марта здесь уже планируют начать сборку эскалаторов в большом наклоне. И в большом, и в малом будет по три движущиеся лестницы. Отделочники же готовятся приступить к установке в эскалаторном тоннеле пластикового "зонта".
Кроме подземных сооружений, в пусковой комплекс входит и вестибюль. Пока это огромный котлован с укрепленными стенами, откуда уходят в глубь земли тюбинговые кольца наклонного тоннеля. Чтобы укрепить эти стены, специалисты Строймехсервиса-9, располагая великолепной техникой, забурили более двухсот пятидесяти свай. Теперь это надежное сооружение, способное выдержать на своих плечах большую нагрузку - многоэтажное здание, которое инвесторы собираются возвести над монолитным вестибюлем.
Связь между поверхностью и подземными выработками осуществляет вертикальный шахтный ствол, который был сооружен в тридцатые годы еще строителями станции "Маяковская". После завершения стройки он останется и будет выполнять роль вентиляционного канала.
- Четверть века строю метро, -сказал Вениамин Максимов, - и впервые столкнулся с такими трудностями. И хочешь не хочешь, а идет негласное соперничество с первыми метростроевцами, которые создали "Маяковку", одну из красивейших станций на метрополитене. Важно ведь сохранить престиж нашей профессии.