Главная >> 5 >> 22

"Экономим, где можем, и пускаем в дело..."

Владимир Кузьмич ТЕКУТЬЕВ -заместитель председателя Комитета рекламы, информации и оформления Москвы. Курирует финансово-экономический блок.


Доходы растут


Наша справка: В 2004 году Комитетом рекламы планировалось обеспечить выполнение доходов от размещения наружной рекламы и городской информации в объеме 1057, 9 млн. рублей. Фактически доходов получено почти в 1, 6 раза больше.


В целевые бюджетные фонды развития территорий административных округов поступило 1134 млн. рублей.


В целевой бюджетный фонд рекламы и городской информации поступило 540 миллионов рублей. Средства фонда в основном расходовались на финансирование общегородских мероприятий, связанных с реализацией рекламно-информационного, в том числе праздничного оформления города, на финансирование расходов по технической экспертизе и контролю состояния средств наружной рекламы.


- Владимир Кузьмич, если судить по полученным доходам, то 2004 год можно назвать успешным. Но что ожидается в нынешнем году!


- Да, в принципе налицо рост поступлений (на 4 процента) даже по сравнению с 2003 годом. А мы, составляя прогноз и задание на 2004 год, рассчитывали, что должно произойти снижение - в связи с программой оптимизации рекламного пространства в городе по 15 трассам. Сокращение конструкций естественно вылилось бы в определенную сумму недопоступлений. Однако по целому ряду объективных причин, не зависящих от Комитета, полностью реализовать оптимизацию по названным трассам не удалось. Но факт остается фактом: финансовые поступления оказались большими, чем ожидалось, и это позволило нам направить дополнительные суммы на оформление города.


- Но что вы все же ожидаете в новом году?


- В 2005 году доходная часть может уменьшиться, однако скорее всего ненамного. Мы намерены активно проводить оптимизацию по 1 5 трассам и будем стремиться завершить ее до конца года. Но мы в то же время отослали в Департамент финансов правительства Москвы корректировку на повышение доходов. Дело в том, что вряд ли в нынешнем году мы успеем реально приступить к конкретному воплощению следующего раздела программы оптимизации рекламного пространства - по 21 трассе.


- По какой причине!


- Идет процесс согласований, который в столице, как вы знаете, очень непростой и кропотливый. Нужно проработать все до мелочей с согласующими организациями, а затем и с фирмами, которым мы обязаны компенсировать рекламные места. Все это требует времени...


Ну а если продолжить о доходах, то в городе активно развиваются новые виды наружной рекламы - строительные сетки, крупные панно на зданиях, щиты на заборах и прочие. Пока что доход от этого получают в основном собственники объектов, на которых размещается такая реклама. В городскую казну поступает только плата за ее регистрацию. Хотя при этом активно используются рекламное пространство города и городская среда.


- И как будет действовать в этом случае Комитет рекламы!


- Сейчас мы ставим перед собственниками вопрос о получении городом своей части доходов. У нас уже имеются определенные наработки, которые активно обсуждаются также и с рекламораспространителями. При этом мы не торопим события, понимая, что надо найти компромиссное решение, которое бы удовлетворило всех участников этого процесса. Разработать и принять какой-то "сверхрадикальный" документ, который завтра же будет отменен в связи с жалобами от операторов и собственников - это не в стиле Комитета. Нет, мы понимаем, что надо предварительно решить массу организационных вопросов, предусмотрев интересы всех сторон. Но при этом учитывать и интересы города - согласитесь, что это является справедливым требованием. Надеемся, что в итоге тут все будет приведено в соответствие, и это позволит нам дополнительно увеличить поступления средств.


- Есть, наверное, и другие источники!


- Да, мы намереваемся заключать с операторами наружной рекламы среднесрочные договоры на два года, получая за это единовременную плату. С одной стороны, это выгодно Комитету, с другой же - позволит и фирмам заранее спланировать свой бюджет, так как они точно будут знать, что конкретное рекламное место принадлежит на этот срок только им. И вот за счет заключения таких единовременных договоров мы рассчитываем получить дополнительно еще 50 миллионов рублей.


Продолжится также поступление средств за счет погашения фирмами долгов. Мы уделяли пристальное внимание этой проблеме и получили конкретный результат. Если в 2003 году задолженность операторов за арендную плату составляла 67 миллионов рублей, то на сегодняшний день эта сумма сократилась в несколько раз. Однако и тут мы не рубим сплеча, стараясь подходить справедливо к операторам. Есть злостные неплательщики, с которыми дело порой доходит до суда. А есть те, кто не может выплатить всю сумму единовременно в силу объективных причин. И нельзя быть чересчур категоричным, убивать чей-то бизнес. Вызываем в Комитет на заседание нашей комиссии по демонтажу конструкций, беседуем с должниками. Даем сроки, утверждаем графики погашения задолженности. В результате меньше стало судов и больше компромиссов с обеих сторон. Мы вообще предпочитаем решать все вопросы за столом переговоров.


И еще инициатива с неплохой финансовой отдачей. Компании-подрядчики для осуществления праздничного оформления у нас отбираются на конкурсной основе. Предпочтение отдается тому, кто способен исполнить работы за меньшую сумму, но с высоким качеством. Такая экономия за год нам позволила получить дополнительно примерно 25 миллионов рублей. Эти деньги вложены Комитетом в праздничное оформление. В общем, экономим везде, где только можно, и сразу пускаем в дело...


У отрасли появятся свои расценки


Наш архив: "Есть такая задача - оптимизировать тарифы. Дело в том, что сейчас при размещении праздничного оформления, при монтаже рекламных конструкций мы используем СНиПы -Строительные нормы и правила. Деньги большие, а тарифами пользуемся устаревшими. А надо сделать свои четкие правила - исключительно для наружной рекламы и оформления и собственные расценки. Разумеется, это долгий процесс, однако возможно, что в будущем году мы что-то в этом направлении уже сделаем".


Из интервью В. К. Текутьева ("Палитра" N 3, декабрь 2003 г.)


- Владимир Кузьмич, в нашем разговоре, состоявшемся чуть больше года назад, вы особо выделили необходимость создания норм и расценок для рекламной отрасли. Сделаны ли в этом направлении какие-либо шаги!


- Да, уже сделаны конкретные шаги. Есть такое выражение: "Игра по правилам". А нам надо жить по правилам, потому что деньги к себе, как это хорошо известно, несерьезного отношения не терпят. Потому в прошедшем году мы очень много усилий потратили на разработку расценок по всем видам праздничного оформления города Москвы. Пока что, повторяю, используются тарифы, берущиеся из различных источников, в основном СНиПов. И порой при проверке контролирующих органов нам (и нашим подрядным организациям) приходится долго доказывать правильность применения той или иной расценки. Для создания отраслевой нормативной базы (условно назовем ее так) мы привлекли основные компании-подрядчики и Московский центр ценообразования в строительстве. Это была очень кропотливая и долгая работа, но сейчас у нас на руках уже имеется проект договора с центром. Мы намерены поэтапно разрабатывать расценки на каждый вид работ. Пройдя все необходимые экспертизы, они будут адекватно отражать вклад оформителей. Причем это будет отдельный сборник по каждому из основных видов: световому и иллюминационному оформлению, монтажу мягкого оформления, монтажу металлических и железобетонных конструкций...


- Такие же, как книжки со СНиПами!


- Да, только в них будут напечатаны нормы, непосредственно относящиеся к нашей отрасли. Не будет надобности рыться в многочисленных чужих толстых сборниках, выбирая себе ту или иную расценку, которую можно применить. И не только подрядчикам будет легче, но и нам, и проверяющим. Это дело мы планируем довести до завершения уже в нынешнем году.


- Д не получится, что подрядчики будут больше получать средств за оформление, чем сейчас!


- Нет. Если мы сегодня все правильно посчитаем и внесем в расценки, то это приведет, я считаю, не к удорожанию. Как раз наоборот - к снижению расходов. Бывает, что исполнители иногда пытаются завысить расходы, что греха таить. Мы в таких случаях идем на применение понижающего коэффициента. Однако при нынешнем положении дел подрядчик может оспорить его применение в суде. Например, почему мы взяли коэффициент 0, 5, а скажем, не 0, 8?.. А тут будут фиксированные нормы. Хотите - делайте за эту сумму, не хотите - поручим другой подрядной организации...


"Стихии надо уметь противостоять..."


Наша справка: К контролю за техническим состоянием рекламных конструкций постоянно привлекаются научно-технические и экспертные организации столицы, специалисты Госстандарта. Если в 2003 году 15 процентов конструкций, принадлежащих фирмам-рекламораспространителям, были признаны не соответствующими требованиям безопасности, то в 2005 году этот показатель сократился в разы и составил всего 4 процента. Позиция Комитета рекламы, информации и оформления Москвы заставляет операторов рекламного рынка уделять все большее внимание безопасности конструкций.


- Контроль за техническим состоянием конструкций предполагает, вероятно, дополнительные расходы!


- Это вторая по величине статья расходов, после праздничного оформления города. В прошлом году на эти цели потрачено из целевого бюджетного фонда рекламы и городской информации 127 миллионов рублей. Комитет жестко подходит к контролю по безопасности рекламных конструкций и элементов праздничного оформления. И наш куратор вице-мэр Валерий Павлинович Шанцев считает, что на этом экономить нельзя. Прошедшие недавно штормовые дни в Москве, со снегопадами и метелями, в принципе наглядно продемонстрировали, какие нагрузки могут испытывать рекламные конструкции.


- Кстати, а если бы такая метель мела в новогодние дни!


- В конце первой декады января в Москве был сильный и порывистый ветер. И наша правота полностью подтвердилась. Потому что некоторые конструкции в виде елей, установленные управами и предприятиями потребительского рынка, упали или погнулись. Но ни одна елка не упала и не получила каких-либо серьезных повреждений в зоне особого городского значения. Дело в том, что мы их все проверили - и заранее, до монтажа, и после того, как они были установлены. У нас целых четыре организации, прошедшие конкурс, занимаются проблемами технической экспертизы и безопасности. Там работают специалисты, имеющие дипломы и сертификаты и оснащенные современным оборудованием, позволяющим им проверить соответствие конструкций на все виды нагрузок.


Сейчас мы подготовили к изданию специальную брошюру - методические рекомендации под названием "Проектирование и расчет элементов конструкций средств наружной рекламы и информации". Материалы, представленные в этом пособии, являются систематизацией всего многообразия форм носителей наружной рекламы, а также подходов к проектированию и расчету конструкций рекламных установок. Там даются расчеты всех нагрузок -ветровых, электрических и прочих. Все это насущно необходимо фирмам и компаниям, работающим на поприще наружной рекламы и праздничного оформления. Жизнь заставляет все серьезней относиться к вопросам безопасности. Стихии надо учиться противостоять. И мы это делаем, идя на серьезные расходы. Людские жизни - важнее всего...


- Я слышал, к слову, что Комитет сейчас подготавливает методические пособия и по единому налогу на вмененный доход...


- В законе, который уже вступил в силу, предусмотрена поквартальная отчетность. Мы подробно прорабатываем все вопросы, связанные с ЕНВД. Консультируемся с налоговыми и финансовыми органами, постоянно встречаемся с фирмами. И, действительно, готовим методические пособия, которые будут розданы затем нашим операторам, чтобы они правильно считали и допускали меньше ошибок. В случае надобности будем проводить и дополнительные консультации, которые нами тоже предусмотрены.


"Для того и создавался


Комитет, чтоб оформлять город не за счет бюджета..."


Наша справка: В дни празднования Нового года и Рождества Христова Комитетом рекламы, информации и оформления Москвы совместно с префектурами административных округов было установлено в разных местах столицы более 450 конструкций в виде новогодних елей.


В городе было смонтировано более 70 тысяч ярких декоративных полотнищ на световых опорах, флагов и стягов; свыше 160 объемно-декоративных конструкций; около 100 крупномасштабных панно, более 2 тысяч разнообразных плакатов, а также большое количество транспарантов-перетяжек, в том числе 7 световых. В смете расходов из целевого бюджетного фонда рекламы и городской информации праздничное оформление занимает основную строку. Всего за 2004 год на эти цели было направлено более 300 миллионов рублей.


- Праздничное оформление должно соответствовать статусу Москвы, как столицы, быть на уровне мировых стандартов. Соответственно, с каждым годом, и даже с каждым праздником растет его сложность и наукоемкость, что влияет, вероятно, и на его стоимость. Не наступит ли время, когда Комитет будет просить деньги у бюджета, чтобы оформить столицу России к какой-то значимой дате!


- Знаете, для того и создавался Комитет, чтобы не просить денег из бюджета. Расходы большие, но они же не единовременные. В следующий раз, оформляя город на Новый год, мы будем использовать многие элементы, которые применялись в недавно прошедшие праздники. Мы ничего не выбрасываем. Принцип такой: использовать в праздничном оформлении накопленную основу, при этом постоянно наращивая новые элементы. У нас имеется более 1 2 тысяч квадратных метров площадей, на которых после эксплуатации складируются праздничные элементы. Обслуживание этих складских помещений осуществляется на профессиональной основе. Каждый год мы проводим инвентаризацию - учитываем, что сохранилось, и производим списание того, что больше не пригодится из-за своей изношенности.


Повторяю, мы не делаем все заново, а создаем новые композиции. Например, полюбившаяся москвичам объемная декоративная конструкция в виде ели, которая монтировалась в новогодние дни на Поклонной горе. Да, там используется современное и очень сложное оборудование. Однако мы рассчитывали использовать эту конструкцию не один раз. И деньги вкладывались уже не в создание ее с нуля, а в дальнейшее усовершенствование. Перед 2004 годом это была цветомузыкальная вращающаяся ель. Через год цветовая гамма стала еще более разнообразной и сложной и также прибавилась функция "караоке".


Или стоял у нас Дед Мороз на Манежной площади, а потом переехал на Поклонную гору. Сначала он там был один, а потом вокруг него появились танцующие снеговики... Хотя, разумеется, есть некоторые элементы оформления, которые приходится менять...


- Наверное, флаги и декоративные полотнища!


- То, что называется "элементами мягкого оформления". В нынешний Новый год это все эксплуатировалось у нас полтора месяца. При нашей зиме, когда то "минус", то "плюс", то грязь, то снег - даже при отличном качестве материала и хорошей эксплуатации, - ну не может оно потом больше использоваться! Какую-то часть приходится списывать. Несем издержки, а куда денешься? Не повесишь же заново ветхий флаг - это же праздничное оформление!


- Владимир Кузьмич, но ведь Комитет не только использует старые, но заказывает и новые праздничные конструкции и элементы!


- Разумеется! Выше я обозначил нашу основную тенденцию. Но без новых элементов украшения - город не город и праздник не праздник. И на этот раз было несколько очень красивых и оригинальных елей, были новинки в световом оформлении. Все это, конечно, деньги. Но опять же, не единовременные вклады. На следующий год мы подновим эти конструкции, усовершенствуем их и поставим на другое место, где люди их еще не видели. Москва-то ведь огромна!


- Нынешний год - год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Хватит ли средств для качественного оформления города, достойного этого праздника!


- Думаю, что расходы будут значительными. Даже выше, чем на оформление Дня города. Но в том, что с точки зрения финансов все будет нормально, у меня сомнений нет. Да и по остальным направлениям Комитет, я уверен, задачу выполнит...