На Среднем проспекте Васильевского острова находится трамвайный парк имени Леонова, откуда 15 апреля 1942 года вышли на линию первые трамвайные поезда.
Трамвай был тем единственным городским транспортом, который работал во время блокады. Он перевозил рабочих, раненых, подвозил людей к Дороге жизни. Только за один сентябрь 1943 года он перевез 800 тысяч человек. По трамвайным рельсам ходил маленький бронепоезд и паровозы, которые подвозили боеприпасы.
Работа - 18 часов в сутки
"У нас в городе остались только двое водителей, которые выводили блокадные вагоны, но они уже совсем старенькие", - говорит директор Трамвайного музея Юрий Львов.
В период блокады в трамвайных парках и на линиях работали около четырех с половиной тысяч человек. Многие жили прямо на работе, поэтому в трамвайном парке даже устраивались детские сады. Работать приходилось по 18 часов в сутки. "Часто бывало, что, после того как человек приходил со смены, его просили снова выйти на работу - не было замены. Тем более что действовало постановление, по которому все работающие должны были по 3 часа работать на оборонных работах, а неработающие - по 8 часов", - рассказывает директор музея.
Водителями и кондукторами в основном работали женщины и дети. Многие из них носили форму - темно-синие пиджаки с погонами, на которых были изображены крылья, молот и гаечный ключ.
В обязанности кондукторов входило не только взимание платы за проезд в размере 15 копеек, проверка документов, но еще и эвакуация пассажиров во время начавшегося обстрела.
По сталинскому закону о соблюдении рабочего дня многих увольняли. Если человек опаздывал на 5 минут на работу, то ему объявляли выговор, а если опоздание повторялось, то человека увольняли. Остаться без работы в осажденном городе было равносильно смертному приговору.
Энергетический кризис
В начале XX века у трамваев была своя электростанция, но к 1941 году все электричество они получали в основном от тепловых электростанций, находившихся в черте города. С началом войны электростанции перевели на уголь, потом на торф, но когда в сентябре блокада замкнулась, то стали переводить на дрова. Этот процесс занял несколько месяцев, поэтому с 8 декабря 1941 по 7 марта 1942 года трамваи не ходили. "Так получилось, что никого не предупредили, восьмого декабря ток пропал совершенно неожиданно, поэтому все трамваи встали прямо на линии", - рассказывает Юрий Михайлович.
Официально трамвай в городе пошел 15 апреля, но первый грузовой вышел 7 марта. В его задачу входила расчистка рельсов, восстановление электрических линий. А 15 апреля на линию вышли 315 вагонов типа "МС" (моторно-стальные вагоны) и "американки" еще 1933 года постройки. Всего по городу во время войны действовали 5 маршрутов, и они перекрывали весь город.
Бомбили со страшной силой
По Ленинграду было выпущено 148 тысяч снарядов, трамваям тоже досталось немало. Больше всего бомбили, конечно, не ангары и технические сооружения, а место выезда вагонов, а также трамвайные остановки и мосты. "Если остановки можно было переносить в произвольной форме на 20 метров в обе стороны, - говорит директор музея, - то сами пути можно было только ремонтировать".
Три раза в год
"Несколько раз в год мы выходим специальным рейсом по городу. Первый раз - 15 апреля, это у нас такая работа с ветеранами. Только последние два года нам очень сложно это сделать, так как Средний проспект Васильевского острова перекопан. Мы можем выехать только в Гавань. Специальный рейс еще в День города и, конечно же, в праздник самого трамвая - 29 сентября", - рассказал нам Юрий Львов.
Ежегодно ветераны трамвайного движения собираются на Пискаревском мемориальном кладбище: у них есть своя стела, куда они приносят цветы.
В самом же Музее трамвая есть мемориальная доска, около которой сегодня стоят живые цветы.