Тоннель "Маяковский", проходящий под Триумфальной площадью, невелик по протяженности. Но он незаменим для организации нормального движения на одной из самых важных транспортных артерий столицы. Именно здесь поток авто, движущихся по Садовому кольцу шестью полосами - по три в каждом направлении - ныряет под Тверскую. Но эксплуатационникам Гормоста это сооружение доставляет уже немало хлопот. И недавно первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель Комплекса городского хозяйства Петр Аксенов подписал распоряжение о капитальном ремонте тоннеля. Заказчиком названо ГУП "Дирекция заказчика "Гидромост". О том, какие работы здесь надо провести, рассказал нам начальник предприятия Юрий Пономарев.
- В сущности, - сразу уточнил он, - предстоит провести не только ремонт, но и реконструкцию. С чем это связано? Тоннель - низкое место, куда стекает вода. А потому на таких сооружениях всегда имеется насосная станция для перекачки воды в городскую дождевую канализацию. Оборудование, смонтированное на этом тоннеле еще в 70-х годах, устарело. Необходимо расширить помещение насосной станции, установить современное, более мощное оборудование, подвести соответствующие силовые кабели. И еще одну проблему надо решить. Сейчас в помещение насосной станции можно попасть только по проезжей части, что, как вы понимаете, создает сложности в процессе эксплуатации. Поэтому задачей реконструкции будет и обеспечение безопасного доступа к насосам обслуживающего персонала.
Как выяснилось из дальнейшей беседы, это только малая часть предстоящих работ. Тоннель расстанется со своими нынешними "одежками". Еще лет 10-12 назад его стенки облицевали экструзивными пескоцементными плитами. За такой срок покрытие пришло в негодность, стало разрушаться. Нежелательным воздействиям подвергается и бетон самих стенок, пришла пора их укрепить. Каждый год по весне тоннель приходится красить, что дорого и хлопотно.
- Мы хотим облицевать стенки специальными панелями фирмы "Дювилс", - продолжает Юрий Алексеевич. - Такими панелями два года назад облицевали тоннель "Чайковский" на пересечении Арбата и Садового кольца. Они надежно защищают бетон стенок и хорошо зарекомендовали себя в процессе эксплуатации. Их можно мыть, в том числе с применением щеток. Дело, конечно, затратное, но окупаемое года за два-три, так как отпадает необходимость в подкраске.
Попасть в тоннель, чтобы хоть как-то оценить его нынешнее состояние, оказалось весьма непростым делом.
- Садовое кольцо не остановить, - пояснил заместитель генерального директора ГУП "Гормост" Игнас Пеликша. - Поэтому нам приходится работать в тоннеле чаще всего ночью, когда движение ослабевает и можно перекрывать отдельные полосы по согласованию с ГИБДД.
... Половина двенадцатого ночи, канун Старого Нового года. У белой "газели", стоящей на обочине напротив Театра сатиры, дежурный слесарь Виктор Бобровский заботливо помогает нам облачиться в сигнальные жилеты. Хотя время позднее, поток машин довольно плотный. Улучив момент, перебегаем три полосы и резво запрыгиваем на высокий и широкий парапет, разделяющий направления движения. Здесь место относительно безопасное, и мы, уже не торопясь, шагаем к порталу тоннеля. Подходя ближе, сразу замечаем выкрошившийся кое-где бетон и ржавую арматуру.
Когда упираемся в глухую разделительную стенку, наш провожатый останавливается и напоминает об осторожности: от пролетающих машин нас отделяют, кажется, считанные сантиметры. Выждав время, по возможности быстро преодолеваем несколько десятков метров прямо по проезжей части.
Когда вновь оказываемся в безопасном пространстве между опорами, спрашиваю:
- Каждый раз сюда так пробираетесь?
- Приходится, - говорит Виктор Бобровский и пожимает плечами: - А что поделаешь? Конечно, если какие-то серьезные работы проводим, перекрываем отдельные полосы. Завтра ночью, например, придется это сделать, поскольку будем мыть тоннель.
Он надеется, что после реконструкции к насосам можно будет попасть в любое время, не подвергая при этом свою жизнь опасности. Открывается решетчатая металлическая дверь, и мы спускаемся в помещение насосной станции. Попадаем в какое-то подобие каземата с выкрашенными желтой краской стенами. В ширину - всего-то метра полтора. Здесь тесно от насосов, труб и шлангов, торчащих тут и там вентилей. Передвигаться среди всего этого хозяйства приходится чуть ли не бочком.
Не могу не спросить, как сказалась на тоннеле аномально теплая январская погода.
- Подтоплений не было, - говорит Виктор Андреевич. - И вообще, тоннель исправно выполняет свои функции. Хотя, конечно, ремонт требуется.
Наша экскурсия подошла к концу, и ближе к полуночи мы прежним путем и с теми же мерами предосторожности возвращаемся на поверхность. Город тем временем прощался с долгими новогодними праздниками...
Вместо послесловия добавлю, что сейчас заканчивается работа над проектом, который должен еще пройти проверку Мосгосэкспертизы. Если согласования и финансирование пройдут нормально, работы на тоннеле начнутся в начале лета и завершатся к Дню города. Проведут ремонт без закрытия движения по Садовому кольцу. Технология ночных работ с перекрытием отдельных полос уже опробована на аналогичном сооружении.