Главная >> 5 >> 22

Парусник мечты

10 лет назад в Петербурге началось строительство точной копии петровского фрегата "Штандарт"


ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ - В МОРЕ


Признаюсь честно: посмотрев на эту стройку, в успех затеи я тогда не поверил. На пустыре неподалеку от Смольного стоял деревянный киль с торчащими по бокам ребрами-шпангоутами. Вокруг суетились мальчики и девочки - одни что-то приколачивали, другие сосредоточенно шкурили деревяшки, а третьи, похоже, просто не знали, куда себя деть. По моим представлениям, строительство корабля должно было выглядеть несколько серьезнее. Но автор идеи и тогдашний прораб стройки Владимир Мартусь был невозмутим и в успехе абсолютно уверен. Я деликатно не стал с ним спорить, про себя назвав его "питерским мечтателем".


Шли годы. Вездесущие журналисты о паруснике то вспоминали, то снова забывали. Но жизнь на пустыре за Смольным, к удивлению моему, тем не менее не останавливалась. Корабль, построенный в 1703 году на Олонецкой верфи по личным чертежам Петра I за пять месяцев, пять лет один к одному воспроизводила команда волонтеров - в основном тинейджеры. Деньги на строительство собирали чуть ли не с шапкой по миру. Первые 10 тысяч долларов вложил Мартусь, продав построенный ранее парусник "Святой Петр". Остальное - заграничные спонсоры. Любимый город, потом провозгласивший "Штандарт" своим символом, на том этапе не помог ничем.


И вот уже "Штандарт", сверкающий свежевыкрашенными бортами, покачивается в Галерной гавани, готовый выйти в первое плавание. А рядышком, в конференц-зале музея подводной лодки "Народоволец", разгорается бурная дискуссия. Мартусь уверенно доказывает, что его детище соответствует всем морским стандартам и хоть сейчас готово поднимать паруса. Возражающие ему представители морских ведомств столь же уверенно заявляют, что все это - полная авантюра. Строительство, дескать, велось с нарушением всех норм и правил, команда судна абсолютно неквалифицированная, да и само оно не соответствует требованиям Морского Регистра.


- Я бы на таком в море не вышел, - подытожил тогдашний капитан парусника "Мир" Валерий Зорохов.


Мартусь тогда пошел на "военную хитрость" - не получив согласия ни Морского Регистра (как настоящее большое судно), ни яхт-клуба (как яхта), он оформил документы в... Спортсудорегистре Карелии. И именно как маломерное судно - существующие законы, оказывается, позволяют это сделать. (Хотя не такой уж "Штандарт" и маленький - 34,5 метра длины, но "маломерным" остается до сих пор. Сегодня он зарегистрирован в ГИМС Ленинградской области.)


СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ


Первое плавание, в которое пошли мечтатели-строители, началось, увы, трагически - на третий день один из членов экипажа упал за борт и утонул. Мартусь и вся его команда знали (потом это подтвердило и официальное расследование): корабль не виноват, парень сам грубо нарушил технику безопасности. Но психологический удар они испытали страшный. Программа первых официальных мероприятий за границей была скомкана. Несколько членов экипажа покинули корабль. На первый свой фестиваль во французском Бресте "Штандарт" успел и произвел там настоящий фурор. Но на родине над ним надолго нависла тень неприятия.


И не только в трагедии, разумеется, дело. Судно, построенное по чертежам петровского времени, естественно, не вписывается в современные морские стандарты. После революции в России больших деревянных парусников вообще не строили, вот и законов для них нет. Далеко выходит за рамки обычного яхтенного капитана и сам Мартусь. Человек новой эпохи, менеджер от Бога, сгусток энергии, буквально заряжающий ею всех окружающих людей. Милостей от природы и власть предержащих не ждет, всего добивается сам. Абсолютно уверен в успехе всего, за что бы ни брался, и в конце концов успех обязательно к нему приходит. Естественно, такой "возмутитель спокойствия" нравится далеко не всем.


За эти годы "Штандарт" побывал (и не по одному разу!) едва ли не во всех европейских портах. Заграничная публика его обожает. Еще бы - копий кораблей XVIII века в мире всего 4, а начала века - и вовсе один-единственный. На фестивалях и "днях городов" (коих судно - непременный и почетный участник, и программа расписана на год вперед) поток посетителей не иссякает. Власти городов стараются вовсю - дают паруснику бесплатные стоянки, воду, электричество. То, о чем на родине, увы, не приходится и мечтать.


Как ни странно, в суровые требования западных морских регистров (без выполнения которых судно просто не выпустят из порта) "Штандарт" вписывается. На нем - великолепный двигатель "Вольво" (подарок фирмы), суперсовременное навигационное оборудование, клинкетные (герметически отделяющие один отсек от другого) двери, полный набор аварийно-спасательных средств. Узнав о проблемах парусника в России, немецкие морские власти предложили ему зарегистрироваться в их регистре. Разумеется, сменив при этом российский флаг на немецкий. Надо ли говорить, что Мартусь ответил категорическим отказом.


ПОД ПАРУСА С УЛИЦЫ


Разговоры о роли "Штандарта" как символа Санкт-Петербурга начались в период подготовки празднования 300-летия города. Готовилась грандиозная водная феерия на Неве, и паруснику отводилась в ней центральная роль. К тому времени он уже отыграл не один десяток шутейных баталий на множестве морских фестивалей, и потому с поставленной задачей его экипаж справился блестяще. Главы нескольких десятков государств, собравшиеся на Дворцовой набережной, восхищенно аплодировали красавцу-кораблю.


Но праздник прошел, и стало непонятно, что же должен "символ" городу и что - город ему. Водных феерий вроде больше не предвидится, а если говорить о представительских функциях за границей, то парусник и так успешно занимался этим, не дожидаясь благосклонности городских властей. Но, как выясняется, роль "Штандарта" как красивой игрушки, "торгующей лицом" и живущей от праздника к празднику, Мартуся не устраивала с самого начала. Еще не будучи построенным, парусник уже стал школой жизни для десятков ребят. Они учились здесь не только пилить, строгать и забивать гвозди, но и жить интересами команды, добиваться общей цели несмотря на любые трудности. Те, кто не смогли заставить себя служить мечте, уходили. Оставались самые стойкие - как правило, дети из небогатых семей, не избалованные комфортом. Многих, уверяет Мартусь, удалось просто увести "с улицы", троих даже снять "с иглы".


Вся эта выучка, разумеется, потом пригодилась в плавании. Но испытание морем оказалось под силу не всем - некоторые строители моряками так и не стали. Весной этого года Мартусь провел дополнительный набор. По опубликованному в прессе объявлению пришли 400 человек. Из них в конце концов осталось 90. В летнее плавание пошли в три захода - со сменой экипажа во французском Бресте и в Ростоке. Деньги на дорогу выделил город. А провожать ребят в путь приехала сама Валентина Ивановна Матвиенко. Мартусь считает этот добрым знаком - Питер наконец повернулся лицом к своему символу. Уже три года со "Штандартом" сотрудничает Комитет по молодежной политике. Вместе с Мартусем его руководители сегодня обсуждают идею создания Молодежного Морского центра "Петровское Адмиралтейство", которое должно будет послужить базой для различных молодежных программ морской направленности.


А впереди строительство еще одного корабля - точной копии яхты "Ройял транспорт", в свое время подаренной Петру I английским королем Вильгельмом. Киль его уже заложен, по пока он сиротливо стоит на территории Центрального яхт-клуба - для стройки места нет. Судя по всему, создание нового парусника будет не менее сложным, чем старого. Но Мартусь, как всегда, уверен в успехе.


В день своего 10-летия "Штандарт" проделал символический парадный круиз - из Галерной гавани до Центрального яхт-клуба. Гостям предлагали выпить по чарке за славный парусник, с борта палили пушки. А потом, собравшись вместе в ресторане яхт-клуба, строители корабля, а также бывшие и нынешние члены экипажа веселились от души.