Главная >> 5 >> 22

ЗА КЕФИРОМ - В ДВЕ ОЧЕРЕДИ

Встала наш корреспондент в своем утреннем походе по магазинам... В одной - цены "кусались".


В другой - были пенсионеру по карману


Наша газета неоднократно писала о тяжелой ситуации, в которой оказались жители центра столицы: из их округа практически полностью исчезли нормальные продовольственные и хозяйственные магазины, а также предприятия службы быта. Обувь починить негде, а четверть кило макарон в "Елисеевском" стоит столько же, сколько пять килограммов таких же на окраине города или на рынке. Об элитных парикмахерских и суперхимчистках, которые не по карману среднестатистическому москвичу, я уж и не говорю.


Чтобы снять напряжение жителей Центрального административного округа (ЦАО), в котором проживают немало пенсионеров и других социально незащищенных категорий граждан, правительство Москвы разработало городскую правительственную программу развития потребительского рынка и услуг на 2004-2006 годы. Она включает в себя открытие так называемых социальных магазинов. Первые 37 уже работают, к концу года их число увеличится еще на 33, а в 2005 году появятся еще 80 продовольственных торговых точек. Согласно рассчитанной потребности в ЦАО необходимо открыть социальных продовольственных магазинов общей площадью 65 тысяч квадратных метров. При условии, что земля в центре златоглавой - на вес золота, дело это, согласитесь, непростое. Добыть место, заинтересовать владельцев низкими ценами (они должны быть на 10-15 процентов ниже госкомстатовских) и еще повесить им на шею льготников от 200 до 600 человек на каждую точку - тут все механизмы в ход пускать приходится. А социально незащищенным категориям совет ветеранов выдает особые талоны "Забота", дающие право на дополнительную скидку на особо значимые продукты (33 наименования) и продуктовые заказы к праздникам. И владельцы идут на это. Мне было интересно, почему? Однозначно не по причине альтруизма. Ведь на дворе рынок.


ООО "Ротейра" на старом Арбате - это социальный продовольственный магазин на правах долевого участия корейских владельцев и управы, открывшийся полгода назад в полуподвальном, плохо отремонтированном помещении. К нему прикрепили 300 человек льготников. Нормальных магазинов в доступной близости в этом районе крайне мало и выручка формируется в основном за счет оборота. 700 человек в день, из них 30-40 с картами - не нагрузка. Так как магазин в частной собственности, то никакие поблажки на него не распространяются. Сами цены на продукты меня не порадовали - они на 25-30 процентов выше, чем на окраине столицы. Складывается впечатление, что социальный статус для этого магазина - просто бантик. Кто может, тот по-прежнему за покупками ездит в дальние края. Следующей точкой был крошечный, всего 70 квадратных метров, магазинчик в подвале жилого дома в Гагаринском переулке. Арендаторам досталась эта площадь в полном "неглиже": домовые коммуникации текли и проржавели, а крысы грелись на теплотрубах. Полгода ремонта и ко Дню города магазин ООО "Полли-М" открылся, но Москомимущество договор-аренду им рассчитало, как для солидной точки, а они - малое предприятие и коэффициент с них по закону должны брать 0, 75, а не единицу. Директор Татьяна Макашова вся в слезах: точка приносит одни убытки. А кто это, интересно, за неполных два месяца работы на "Мерседес" накопил? Место хорошее, вокруг конкурентов практически нет да и префектура проблемы с арендой учесть обещала. "Пусть поработают, посмотрим. У них еще и списки льготников пока только готовят. Город берет на себя обязательства компенсировать 50 процентов арендной платы и коммунальных платежей по результатам работы. А пока управа заключает только договор социального партнерства", - сказали мне в ЦАО. Да и вообще у них, оказывается, очередь на право иметь статус социального магазина.


Магазин "Забота" на Баррикадной, недавно вступивший в строй, выдал 1000 приглашений для социально незащищенных категорий и еще столько же на подходе. Все цены действительно ниже рекомендуемых департаментом. Смотрите сами: молоко - 7, 70, хлеб - 7, 60 (батон), шоколад "Слава" - 15 рублей, портвейн - 27, коньяк пять звездочек (особая гордость продавцов) - ПО рублей, песок сахарный - 17, 40, водка - 35 рублей за 0, 5 литра с трогательным именем "Му-Му". Есть, правда, и по 70 рублей. Пенсионеры, живущие в высотке, не нарадуются, только что осанну магазину не поют. На мой дежурный вопрос, зачем это самому предпринимателю, имеющему сеть престижных магазинов, такой "социализм" устраивать, последовал ответ главы управы Краснопресненского района Льва Моисеенко: " Те владельцы, которые, руководствуясь нравственными категориями, проявляют инициативу, при конкурсном отборе будут получать преимущество. Это наше ноу-хау. Со временем таких магазинов будет около десятка и в них планируем обслуживать всех жителей района пенсионного возраста". С выдумкой у главы района действительно все хорошо и с возможностями тоже. Ведь удалось же открыть первый и пока единственный в Москве магазин "Био" и кафе. Моссельхоз напрямую поставляет в них охлажденных кур из Сергиева-Посада, козье молоко из Рязани, кроликов из Подольска и еще множество других ценных продуктов питания. Стоимость экологически чистых продуктов за рубежом в 3-6 раз выше, чем обычных. Тут же куры, как на рынке, - по 52 рубля за килограмм.