Главная >> 5 >> 22

ХРУСТАЛЬНАЯ ЗВЕЗДА РОССИЙСКОГО МАСШТАБА

Дню города, 60-летию Владимирской области и предстоящему 150-летию Владимиро-Суздальского музея-заповедника было посвящено открытие музея "Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка" в помещении Троицкой церкви у Золотых ворот.


- Создавая во Владимире еще один Храм Муз, мы решили зажечь на культурном небосклоне города новую звезду, которая будет дарить свой свет всем, кто верит в нетленность Красоты, сотворенной мастерами земли Владимирской, - сказала во вступительном слове директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова.


- А я думаю, что эта новая яркая звездочка будет украшением не только нашей Владимирской губернии, но Российского государства в целом, - галантно "поправил" хозяйку праздника вице-губернатор Владимирской области Евгений Завьялов.


Высокую оценку новому городскому музею дал и мэр города Александр Рыбаков:


- Мы привыкли восхищаться музеями Москвы, Санкт-Петербурга, других городов мира. Но теперь, я думаю, высокие ценители прекрасного, побывав здесь, вместе с нами порадуются и во многом нам позавидуют. Потому что эта экспозиция не только другого уровня, но даже и другого века: это не начало XXI века, а уже век XXII!


Впервые музей "Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка" был создан во Владимире в 1974 году и пользовался огромной популярностью у посетителей. Но годы брали свое и, спустя без малого 30 лет, здание потребовало серьезного капитального ремонта, что и было сделано: отремонтированы помещения, заменена система отопления, установлена вентиляция. Но более всего модернизации подверглась сама экспозиция.


Художественное решение выставки было осуществлено московским художником Леонтием Озерниковым, давно и плодотворно работающим с Владимиро-Суздальским музеем. В главном пространстве храма он создал эмоционально-волнующий образ сверкающей хрустальной реки. Этому были подчинены все изобразительные и экспозиционные средства и, конечно же, свет, ставший - наравне с экспонатами - одним из главных "персонажей" музея. Волшебное мерцание галогеновых ламп, впервые использованный эффект бегущей световой волны представляют коллекцию так, чтобы идея праздника воды, песка, созерцательности, отражения слилась в единую среду экспозиции.


Вниманию зрителей представлено свыше 800 произведений декоративно-прикладного искусства, многие из которых уникальны. 600 экспонатов рассказывают об истории гусевского хрусталя начиная с XVIII века и до наших дней. Некоторые были закуплены специально для этой экспозиции и демонстрируются впервые. Среди них - композиция О.Козловой "Дефиле" и Р.Аксенова "Посланники мира".


Логическим дополнением к первому залу стал расположенный в подвальном помещении "Фирменный магазин хрустальной посуды Ю.С.Нечаева-Мальцова" в том виде, как он выглядел в конце XIX века на Мясницкой улице в Москве. Здесь можно не только полюбоваться образцами посуды, пользовавшейся спросом в прежние времена, но и купить различные сувениры.


Второй этаж авторы экспозиции Татьяна Меркулова и Марина Игольникова задумали как чудесный ларец для хранения драгоценностей - знаменитых мстерских лаков и вышивки. Зал украшен в традициях русской орнаментальной живописи. На выставке представлено 112 работ лаковой миниатюры как прошлого века, так и сегодняшних дней. При этом каждая шкатулка - это маленький шедевр.


Не менее привлекательна и мстерская вышивка, выполненная в технике "владимирский шов", "русская гладь", "белая гладь".


Прекрасным фоном для коллекции музея, по замыслу авторов, должна стать музыка.


- Музыку мы специально подбирали такой стеклянной, хрустальной фактуры, - сказала в беседе с корреспондентом "ВВ" Алиса Аксенова. - Это Равель, Дебюсси, Шопен, Чайковский. И я уверена, что, как и в прежние времена, сюда будут приходить люди просто для того, чтобы насладиться музыкой.


Кроме того, здесь будут проходить концерты классической музыки.


На открытии музея перед собравшимися выступил муниципальный хор под руководством Натальи Колесниковой.


В создании новой экспозиции приняли участие девять фирм из Вологды, Гусь-Хрустального и Владимира.