Главная >> 5 >> 22

А МЫ ВСЕ СПОРИМ

Яблоко раздора


В столице опять шумят по земельному вопросу. Продавать землю или не продавать? А если продавать, то кому и на каких условиях. И нет числа этим "яблокам раздора", и нет конца этим спорам...


А мне вот что думается. За минувшие мои псковские годы, где только и с кем только не встречался и не говорил я о судьбе земли. И с людьми из распущенных, а фактически разогнанных колхозов и совхозов (кто-то из них стал фермером, в большинстве своем такие разорились, единицы из оставшихся бьются как рыба об лед). И с вожаками тех коллективных хозяйств, что сумели, формально "акционировавшись", остаться целостными, сохранить и кадры, и технику, и даже к "рынку" приноровиться. Довелось общаться и с теми крестьянами, что, поработав "на воле", единолично, победовав без моторной силы и без помощи государства, вновь уже сами стали объединяться в небольшие сельские товарищества по обработке земли. И с теми горожанами, что, лишившись из-за безработицы заработка в городе, крестьянствуют на участках своих отцов и дедов...


И вот что примечательно: ни разу не случалось такого, чтобы мнение по земельному вопросу, высказанное кем-либо из моих собеседников, полностью совпало бы с мнением даже его единомышленника-односельчанина. Нет, каждый мыслит о судьбе земли по-своему, на особицу... Бывало так: толкуем с двумя мужиками, оба - трактористы, сверстники, живут рядом. Оба -грудью за коллективное хозяйствование (только без диктата "сверху"). Но один убежден: землю продавать и можно, и нужно -однако лишь для ее обработки, а не для промышленной или "особняковой" застройки. Второй же с пеной у рта доказывает: нет, ни в коем случае, никакой продажи, только по наследству, а нет наследников - надо передавать надел в аренду тем, кто пожелает взять его, или уж в коллективное пользование... Подходит третий и выдает свое твердокаменное суждение: своим сельчанам землю надо отдавать задаром, а пришлым - продавать. И опять пошел спор чуть не до драки...


Спорящих пытается утихомирить четвертый, старик, помнящий войну. Он в исторические аналогии пускается: "Что сделали немцы, когда нас захватили? Колхозы разогнали, сельсоветы распустили, ввели волости, а потом дозволили землю продавать хоть кому, даже германским бауэрам. И теперь то же самое: колхозов нет, обратно волости, осталось пустить землицу на продажу - и немецкую программу выполним!"


И такое - в одном и том же селе, среди своих! А мы хотим, чтобы в Думе пришли к согласию на эту тему, - как же, ждите... Так вот, мне вспоминаются слова крупнейшего нашего земельного реформатора, сказанные еще в начале XX века: "Земельный вопрос в России не имеет разрешения".


Столыпин! А мы все еще спорим...


Несломленный русский дух


Во время Дней города - огромный песенно-фольклорный праздник, "Поет село родное". Ясно, не только сельские люди в нем участвовали, хотя нынче трудно бывает провести грань меж "горожанином" из райцентра и крестьянином. Гораздо труднее, однако, провести вот такой "великий сбор" множества хоров, танцевальных коллективов и народных ансамблей, да не из одной лишь нашей области, а и из целого ряда ближних и дальних губерний, всех устроить, накормить-напоить и, главное, организовать и отдельные выступления каждой приехавшей группы, и их совместный финальный спев.


Но состоялось это вокально-плясовое торжество народа (заметим, при почти "никаком" финансировании, на голом энтузиазме подвижников, его замысливших), и было оно невероятно впечатляющим. Еще бы! Вот "бабулек" из псковской глухомани, поющих в одеждах их прабабок вокальные творения своих предков, сменяет песенно-танцевальный ансамбль совсем юных парней и девчат из областного центра, но ты слышишь и видишь: их певчие души - не менее русские, чем у их сельских пращуров; а потом друг за другом на сцену выходят и "потомки Садко", гусляры, и плясуны с гармошками, "выдающие" такие коленца, играя чуть ли не вниз головой, что зал ахает и взрывается хохотом и овациями, и...


Да чего только не было на этом тысячецветном и тысячеголосом празднестве несломленного русского духа!


И не случайно же многие знатоки и почитатели народного вокала не раз вспоминали в эти дни тот "певческий взрыв", что происходил в Прибалтике 70-80-х годов и знаменовал собой рост национального самосознания прибалтийских народов (другое дело, что исподволь, подло и хитро повернули тамошние и московские "радикал-демократы" тот поток духовной силы в такое русло, где сегодня уже задыхается и культура этих наций). Может, и впрямь - с единения людей в песенно-творческом порыве начнется подлинное возрождение нашего национального самостояния и достоинства...


...И вот на самой большой псковской сцене сводный хор в полтысячи голосов грянул "Славься", затем "Величальную песнь Пскову", и зазвучали, переливаясь меж древними крепостными стенами и куполами храмов, старые и новые песни во здравие и во славу России. И глаза как поющих, так и слушающих убеждали: не было в те мгновения такого человека в зале, кто не гордился бы тем, что он - русский.


Восторженный шепот сидящего неподалеку от меня гостя из столицы:


- Непобедимый народ! В таком-то разоре, при таком-то бедственном положении области - и такой праздник. Какая мощь!


А чуть позже он, как и положено "политизированному" московскому человеку, поделился со своим соседом, псковским культработником, следующим соображением:


- Вот бы такую-то силищу народную - да на режим обрушить, на Кремль двинуть!


Его сосед кратко и уверенно ответил:


- Не двинешь - не пойдут.


- Это почему?! - с некоторым возмущением спросил москвич.


Ответ моего земляка был тоже кратким и типично псковским:


- По кочану!


И справедливым был тот ответ. Могу это точно сказать сегодня, несколько лет прожив по преимуществу в моей родной провинции. Ибо натура народная действительно своего рода "кочан" по множеству сокровенных и загадочных тайн своих: вроде бы с детства и "наизусть" ее знаешь. АН нет! Все новые и новые грани и свойства свои она открывает. То, что называется "народным инстинктом самосохранения", благодаря коему наша нация и выжила в лавинах катаклизмов завершившегося тысячелетия - лишь одна из этих граней... А может, главное объяснение - в том самом восклицании московского гостя, увидавшего и услыхавшего певчую русскую мощь, - "Непобедимый народ!"


Осмелился и не нужен


Живя в родной губернии, соприкасаясь в силу необходимости с ее "политическим театром", вот в чем я убедился: никакие Минин и Пожарский у нас в России сегодня возглавить народное движение не могут. И не потому, что таких людей нет. Они как раз есть, и в немалом числе - это я тоже ясно увидел здесь, на Псковщине. Но им попросту не дадут возникнуть, не дадут проявиться в глазах народа. Нынешние "политтехнологи" владеют массой разнообразных средств (от изощренного шельмования до оптического прицела), чтобы убить возможное проявление таких личностей просто на корню. Новых Мининых и Пожарских за версту не подпустят ни к телекамере, ни к радиоэфиру, ни к страницам печати. Народу (называйте иначе - трудовому населению, простым людям, все едино - народу) сегодня никто не даст выдвинуть из своей среды мощную пассионарную личность. Причем не только что во всероссийском масштабе, но даже и в областном.


...И даже в районном. Недавно, после нескольких лет, потраченных на этот результат, с поста главного редактора районной газеты сняли моего товарища талантливого прозаика Бориса Ильина. То была единственная "районка" в области, осмеливавшаяся спорить с властью...


Псковская область.