Главная >> 5 >> 22

Новая дорога к храму

К праздникам принято дарить подарки. Таким подарком, который столичные жители получат к наступающему Дню города, станет еще один пешеходный мост через Москву-реку. Он не просто соединил два берега, но и открыл новую дорогу к храму Христа Спасителя. Примкнув к его стилобату и поднявшись над Пречистенской набережной, мост выходит на набережную Берсеневскую. Здесь он пока заканчивается временной лестницей, а в перспективе, пройдя в виде эстакады над островом, будет перекинут через обводной канал и выйдет на Якиманскую набережную. После полного завершения проекта мост превратится в связующую часть "золотого кольца Москвы". Но и сегодня с него открывается сказочный вид на Кремль. С Большого Каменного моста Кремль воспринимается фрагментарно, а отсюда смотрится, словно он запечатлен на эффектном панорамном снимке.


- Я не один мост в Москве построил, - говорит заместитель главного инженера "Мостоотряда-18" Александр Новиков. - И с каждого из них открывался неожиданный вид на город. Но, глядя отсюда, испытал совершенно непередаваемое чувство. Это новое впечатление Александр Николаевич связывает с моментом, когда он впервые прошел по сведенным половинам моста...


К тому времени сложности, с которыми мостовики столкнулись с первых дней работы над объектом, остались позади. Дело в том, что они были поставлены буквально в стесненные условия: на Пречистенской набережной не перекроешь автомагистраль, а потому для монтажа ферм отводилась лишь одна полоса движения. То же было и на Берсеневской: хотя там и не столь оживлен транспортный поток, но и выезд со знаменитого кондитерского предприятия "Красный Октябрь" не отменишь. По выражению Новикова, мостостроителей "как бы скинули в реку". Но загромождать реку подмостями - не лучший вариант. Вот тогда главный инженер Гипротрансмоста, где проектировалась конструкция будущего сооружения, Олег Чемеринский подсказал оригинальную идею: монтировать фермы вдоль обоих берегов, с тем чтобы потом их развернуть и посадить на опоры. Так работники "Мостоотряда-18" и поступили: на каждом берегу были сварены более 100 метров металлических конструкций. Их развернули примерно на 80 градусов, и оба крыла сошлись над Москвой-рекой. А после был последний сварной шов, который для мостовиков, когда они идут навстречу друг другу с разных берегов, - всегда событие.


Однако расслабляться не пришлось. Едва ли не с самого начала, которое пришлось на июнь прошлого года, стройка велась круглосуточно. А на завершающем этапе - и без выходных дней, поскольку оставалось еще немало работы. Следовало уложить гранитные плиты, как говорят специалисты, "на прохожую часть" моста, облицевать ими опоры. Кроме восстановления подпорных стенок, которые частично пришлось разобрать на обеих набережных, нужно было построить отсутствующие прежде пониженные набережные, гранитными ступенями спускающиеся к воде. Украсили мост и фонари, своим рисунком перекликающиеся с теми, что установлены возле храма Христа Спасителя. Особое внимание было уделено перильным ограждениям. Поскольку мосту решили придать ажурность, на нем появилось кружевное литье перил. Если на находящемся неподалеку Большом Каменном мосту в перилах отразились символы социалистической эпохи - колосья, молот и наковальня, - то новый его сосед склонен к классическому стилю. И в арочных пролетах, связавших ныне две набережные, проглядывает московская старина. Лишь световая дорожка - вмонтированные вдоль середины моста "светлячки" - дань сегодняшним градостроительным веяниям. Впрочем, осталось совсем немного времени до того дня, когда пешеходы смогут сами ступить на мост, чтобы подняться над суетой и ощутить восторг от открывающейся с него величественной панорамы Москвы.