Раздумья в канун юбилея
Писать о Тарасе Шевченко все равно что черпать воду из его любимого Днепра: чем больше зачерпнешь, тем больше прибывает. Шевченко как алмаз: грани следует изучать одну за другой. Одна из них - особенности восприятия украинцами своего великого поэта и, как здесь говорят, национального пророка.
9 марта здесь отметят 190-летие со дня его рождения. По всей Украине и за рубежом пройдут юбилейные торжества. Слова благодарности "кобзарю", как всегда, будут произносить и коммунисты-интернационалисты, и так называемые "пещерные националисты". Шевченко вновь на один день как бы объединит всех, чтобы тут же разъединить. Ведь у каждого свой Шевченко. Борьба за него приобретает резкие политические формы.
Вспоминается день 9 марта 2000 года. С самого утра венки к памятнику Тараса Шевченко в Киеве возложили президент Украины Леонид Кучма, руководители парламента и члены правительства. Но стоило президенту согласно ритуалу разгладить ленту с надписью, несколько сот молодых людей сплоченной массой ударили в милицейское оцепление и едва не прорвали его. ОМОН пустил в ход резиновые дубинки, а молодые люди, боевики молодежных националистических организаций, взяли в руки палки. Так, с побоища, началась тогда долго будоражившая всю Украину акция "Кучму геть!". Началась со стихами Шевченко на устах у обеих сторон.
В тот день оппозиционные депутаты парламента добрались-таки до памятника Шевченко и, декламируя его стихи, ногами расшвыривали и топтали венки, возложенные политическими оппонентами.
Особенно старался Тарас Чорновил, депутат парламента, сын знаменитого диссидента, кстати, земляка великого поэта. Как выражался пан Тарас, Шевченко нужно было "вырвать у Кучмы". Стихи Шевченко беспрестанно цитировал премьер-министр государства Павел Лазаренко, ныне судимый в американском городе Сан-Франциско за хищение и отмывание колоссальных денежных сумм, украденных у многострадального украинского народа.
Великого Тараса принялись делить сразу после его кончины в Санкт-Петербурге в марте 1861 года - всего несколько месяцев не дожил он до отмены крепостной зависимости, в которой продолжали находиться его родные и близкие. Уже через несколько месяцев поклонники его таланта перевезли прах поэта на Украину и похоронили в Каневе на Чернечьей горе, сразу же превратившейся в место национального поклонения. В Киеве при переправе через Днепр прах Шевченко встречали толпы украинских патриотов, которые ликовали: "Вырвали Тараса из лап москалей!" Хотя именно Санкт-Петербург был местом, где Тарас Шевченко создал больше всего своих поэтических произведений и написал картин. Здесь у него было множество поклонников и единомышленников. В советское время ежегодно в Киеве у памятника Шевченко собирались национально озабоченные диссиденты. Их разгоняла милиция и брало на учет КГБ, сотрудники которого также изучали творения Шевченко в школе. Городские власти устраивали грандиозные шевченковские праздники.
Шевченко считали своим Ленин и Петлюра, на его портрет крестились боевики из бандеровского подполья и юные "ястребки" - комсомольцы, которые их ловили. В Испании в числе интербригад была сотня имени Тараса Шевченко. В годы войны из Саратова вещала для украинских партизан радиостанция Тараса Шевченко. И в то же время стихи Шевченко повторяли украинские полицаи, палачи, сотрудничавшие с фашистами.
Но каков же все-таки действительный Тарас Шевченко? Скажем прямо, ясного ответа на этот вопрос пока нет. Как всякий творческий человек, а значит бунтарь по натуре, Шевченко очень противоречив. Как в жизни, так и в творчестве. Великий поэт всю жизнь считался художником, а стихи писал как бы исподтишка, между прочим. Крепостной, всю жизнь проклинавший "панов жестоких", он был выкуплен из неволи российскими дворянами, даже семья проклинаемого им "царя Мыколы" в это доброе дело внесла свою лепту. Поклонник и певец украинской старины, трепетно собиравший ее раритеты по всей Украине, он вот что напишет о ранее воспеваемых им украинских панах-гетманах: "Грязь Москвы, Варшавский мусор - ваши и паны, и гетманы, и атаманы". Добрая половина литературного, в том числе и эпистолярного наследия украинского поэта - на русском языке. В творчестве великого гуманиста, как именуется Шевченко в хрестоматиях, то и дело звучат призывы к кровавым расправам, вложенные им в уста его героев, тех самых "кровавых гайдамаков", которые, как следует из писем, написанных, кстати, на русском языке, ему самому порядком поднадоели. Впрочем, ничего удивительного - человек творческий, он перевоплощался в своих героев, и его стихи далеко не всегда отражают истинные взгляды автора.
То же самое и в так называемой "личной жизни". Шевченко, как известно, очень убивался по поводу трагической судьбы "покрытки" Катерины, родившей внебрачного ребенка от солдата-москаля. Но вот киевский журналист Олесь Бузина публикует книгу "Шевченко - вурдалак", где, опираясь на факты, утверждает, что такие "покрытки", брошенные без всякой жалости, были и в жизни самого поэта, а своих оплакиваемых родных он не выкупил, дескать, из крепостной неволи по вполне житейской причине: истратил собранные для этого друзьями деньги на... горилку.
На Бузину, кстати, ревнители чести поэта подали в суд, у здания которого жестоко избили покусившегося на нее автора.
В сознании украинцев стихотворное творчество Шевченко построено по черно-белому принципу: украинец - всегда обижен и хорош, а иноземец - всегда угнетатель и почти всегда плох. Но именно такой подход обеспечил "народность" Шевченко. Парадоксально, но в местах, где он вырос, к его творчеству относятся достаточно спокойно. А вот на Западной Украине, где поэт сроду не бывал и где, казалось бы, есть свой духовный вождь - Иван Франко, последнего как-то подзабыли-позабросили. Зато прямо-таки боготворят Шевченко. Современные "будители" из Львова находят в творчестве поэта прямые призывы к националистическим действиям.
Эти противоречивые особенности творчества и жизни "кобзаря" объясняются, видимо тем, что Шевченко, как и его любимая Украина, очень напряженно нащупывал свой исторический путь. Судьба поэта совпала в этом смысле с судьбой народа.
И сегодня личность и творчество Тараса Шевченко очень много значат для Украины. Памятники ему повсюду заменили на постаментах статуи Ленина (нашлись даже умельцы, "перелицовывающие" великого вождя пролетариата в великого украинского поэта). Раньше они хорошо уживались в рамках советской монументальной пропаганды.
Борьба за Шевченко продолжается.
Киев.