Главная >> 5 >> 21

ВЫСШЕЕ СЧАСТЬЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве состоялся исторический Парад Победы. В нем в составе сводных полков, фронтов и флотов приняли участие около 50 тысяч победителей — солдат, офицеров, генералов и маршалов, отличившихся в боях и награжденных боевыми орденами. Среди его участников был и наш земляк, красносулинец, старший сержант Николай Андреевич Куценко.


Нынешний год знаменателен для Николая Андреевича Куценко: ему исполнилось 80 лет. И когда его поздравляли с юбилеем родные и близкие, председатель Красносулинской городской Думы Вячеслав Мельников, представители городского Совета ветеранов войны и труда, в котором Куценко является членом секции по работе с молодежью, Николай Андреевич сказал:


- Самая заветная моя мечта - дожить до 60-летия Великой Победы. И не только дожить, но и принять участие в юбилейных торжествах в столице нашей родины, вновь пережить и прочувствовать то, что я ощущал тогда, в 1945-м на Красной Площади.


Судьба Николая Куценко мало чем отличается от судеб миллионов его сверстников. Его отец Андрей Куценко, рабочий Сулинского металлургического завода, мог бы стать прототипом шолоховского героя Семена Давыдова из "Поднятой целины": коммунист, 25-тысячник, председатель одного из первых колхозов на Ставропольщине, он был убит чеченцами, когда Коле было всего шесть лет. Николая и двух его старших братьев воспитывали мать и отчим. Окончив семь классов, Куценко-младший пришел на Сулинский металлургический завод, где трудились и его отец, и его отчим. Работал Николай в цехе ширпотреба, делал подковы для солдатских сапог. Какое-никакое, а все же оборонное производство, поэтому, когда началась война, его не сразу призвали в армию.


Повестка Николаю Куценко пришла в марте 1942-го. Служба началась с учебы в школе младших командиров в городе Камышлове, что на Урале. После ее окончания Николая направили в Москву, где его в числе немногих отобрали для службы в воздушно-десантных войсках. Прошли еще три месяца неустанных тренировок: боевая подготовка, парашютные прыжки с вышки, аэростата, самолетов. Забегая вперед, скажу, что всего за годы войны Куценко совершил 176 парашютных прыжков.


На фронт Николай попал в составе 5-й отдельной Гвардейской воздушно-десантной бригады резерва Главного командования. Служба началась с боевых операций в Украине. Особенно памятен Куценко сентябрь 1943 года. Их бригаду забросили в Каневский лес, что южнее Киева, для захвата плацдарма. С задачей десантники справились, а потом в течение месяца вместе с партизанским отрядом Горячева они удерживали позиции до прихода наших войск. Десантники понесли большие потери, очень многие были ранены. Николай тоже получил контузию. За эту операцию он был награжден орденом Красной Звезды. Спустя 58 лет в Ростове на одном из праздников Куценко встретился с командиром партизанского отряда Дмитрием Федоровичем Горячевым, который живет в городе Донецке. Долго вспоминали ветераны те бои на Днепре.


После короткого лечения в полевом госпитале Николай Куценко вновь в боевом строю. Снова прыжки с парашютом в тыл врага, боевые операции в Белоруссии, Венгрии, за которые старший сержант Куценко был удостоен медали "За отвагу", ордена Отечественной войны. В Венгрии Николай и встретил победу.


А о Параде Победы Николай Андреевич вспоминает так:


- Помню, сразу после 9 мая 1945 года нас, пятерых десантников, отправили под Москву, в Звенигород, для подготовки к участию в Параде Победы. Целый месяц нас, воинов, прошедших пол-Европы, муштровали, как новобранцев, днем и ночью до седьмого пота. Уставали, конечно, но гордость за то, что нам доверили участие в таком параде, брала верх над всем.


В день парада их подняли в шесть утра. Бойцы экипажами погрузились в автомашины "ЗИС-5" и отправились в Москву, на Красную площадь. Улицы столицы с утра были переполнены. На крыши забрались тысячи детей и подростков. Москвичи горячо приветствовали участников парада. За два часа до его начала сводный полк десантников уже стоял на исходной позиции — на Театральной площади. Рядом расположился сводный полк бронетанковой академии. И здесь Николай совершенно случайно встретил земляка — Александра Ломакина, который тоже участвовал в параде в составе полка академии.


- Кремлевские куранты пробили десять, — продолжает Николай Андреевич. — И мы все, участники парада, услышали по радиотрансляции, что из Спасских ворот выехал на коне заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г. К. Жуков и что ему отдал рапорт командующий парадом Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский. А вскоре мы уже приветствовали их, объезжающих сводные полки, троекратным "Ура! " Когда наша колонна проезжала по Красной площади, ей восторженно аплодировали трибуны, а высшее руководство страны во главе с Верховным Главнокомандующим И. В. Сталиным приветствовало нас с Мавзолея. Я тогда подумал, что участие в таком параде — это высшее счастье победителей, которое выпало далеко не каждому из нас. Эти минуты я не забуду никогда. А потом был праздничный ужин, где нам в последний раз поднесли по сто грамм наркомовских.


После войны Николай Андреевич вернулся в Красный Сулин, на металлургический завод, в железнодорожном цехе которого он проработал 53 года, уйдя отсюда на заслуженный отдых. Личная жизнь у фронтовика-десантника тоже сложилась удачно. С женой Ниной Емельяновной они воспитали двоих детей. Дочь живет в Луганске, а сын Владимир — здесь же, в Красном Сулине.


К 50-летию Парада Победы в Москве была выпущена книга об участниках этого незабываемого события. Есть в ней рассказ и о десантнике Николае Куценко.


***


фото: