По обеспеченности торговыми площадями предприятий розничной торговли Казань занимает первое место среди городов Приволжского федерального округа.
За 2004 год на строительство, реконструкцию и ремонт объектов потребительского рынка Казани было привлечено инвестиций на сумму около 6,5 млрд. рублей. Об этом на недавнем заседании актива работников предприятий торговли, общественного питания и потребительских услуг города сообщил начальник Управления торговли Казани Фарит Халиуллин. Этот результат составляет 133,6% от прогноза на 2004 год, установленного в Программе развития рынка потребительских услуг Казани на 2004-2008 годы, и в 3,2 раза превосходит итог 2003 года. Как отметил Фарит Халиуллин, "тысячелетие столицы Татарстана - мероприятие масштабное не только по российским меркам, сегодня Казань представляет собой огромную строительную площадку .
В Казани успешно работают 2 гипермаркета общей площадью более 5 тысяч кв. м торгового оператора "Рамстор" (Турция), инвестиции которого составили свыше 170 млн. рублей. Казань стала третьим российским городом, где открылся магазин "Икеа" (Швеция). Его площадь - 23,5 тыс. кв. м, а объем вложений составил 425 млн. рублей. Сейчас строится "Икеа - Мега". В гипермаркет транснационального концерна "МЕТРО Кэш энд Керри" (Германия) площадью 14 тыс. кв. м было вложено инвестиций на сумму 641 млн. рублей.
Всего, по состоянию на 1 января 2005 года, в Казани функционируют 26 крупных торговых центров, гипермаркетов и супермаркетов, а также свыше 4,2 тысяч предприятий рынка потребительских услуг и более 130 фирменных магазинов предприятий местной промышленности.
Фарит Халиуллин также сообщил, что в настоящий момент ведется строительство еще более 100 крупных объектов потребительского рынка. К юбилею города, который будет отмечаться в конце августа нынешнего года, должны открыться такие объекты, как торгово-развлекательный комплекс "Парк Хаус", многофункциональный торгово-досуговый центр "Тандем", ресторанные комплексы "Парус", Сююмбике".
Следствием такого мощного роста городской торговли стало то, что в течение прошлого года жители и гости Казани приобрели потребительских товаров на сумму более 60 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 17,5% превышает показатель предыдущего года. Оборот розничной торговли Казани составил около
51 % от оборота розничной торговли Республики Татарстан. В числе проблем Фарит Халиуллин отметил необходимость интенсифицировать работу предприятий по изготовлению сувенирной продукции. В преддверии праздника торговля имеет большой потенциал для реализации национальных сувениров, однако изделия местных товаропроизводителей пока составляют только 20% от общего количества сувенирной продукции.
В Министерстве торговли и внешнеэкономического сотрудничества республики также озабочены этой проблемой. Министр Хафиз Салихов провел совещание по вопросу подготовки к 1000-летию Казани, основным вопросом которого стала организация торговли сувенирной продукцией и товарами народных художественных промыслов.
Как сообщает пресс-служба Министерства, в ходе обсуждения вопроса участники совещания приняли решение в первой половине апреля провести выставку производимых в Татарстане сувениров и товаров народных промыслов, во время которой для производителей продукции будут организованы семинары, а по итогам выставки планируется выпустить каталог всей производимой (сертифицированной) в Татарстане сувенирной продукции.