Главная >> 5 >> 21

ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: ВСЕНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ - ОТ ХОЛМОГОР ДО ВОРОБЬЕВЫХ ГОР

Как крупный национальный праздник скоро отметит Россия 250-летие Московского государственного университета. Он и ныне первый, лучший вуз страны. Его диплом - своеобразный пропуск в элитарный научный мир не только в России, но и за рубежом. У нас в гостях - ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Союза ректоров России, академик РАН Виктор САДОВНИЧИЙ.


- Виктор Антонович, что сегодня собой представляет МГУ? - Это целый город! На 29 факультетах учатся 40 тысяч студентов, работают 10 тысяч преподавателей, среди которых кандидаты и доктора наук, более 300 академиков. В мире нет другого вуза с подобным научным потенциалом. Треть членов Российской академии наук - выпускники или профессора МГУ.


Московский университет сотрудничает со 180 вузами 57 стран. Согласно нашему уставу любой гражданин мира может стать студентом МГУ, если сдаст экзамены на общих основаниях.


- Можно ли сказать, что МГУ обладает своей, особой системой образования?


- На протяжении всей истории Московского университета ведется дискуссия о том, каким должно быть наше образование. Одни доказывают, что университет должен заимствовать и даже копировать западную систему. Я же отношусь к тем людям, которые считают, что отечественная система образования - выдающаяся. Она доказала свои преимущества, жизнестойкость на протяжении столетий.


- Но как поддерживать сегодня замечательные традиции отечественного образования?


- С помощью лишь учебников или даже самых современных информационных технологий это сделать невозможно. Сам преподаю математику и знаю, что лекции тогда хорошо читаются, когда занимаешься наукой. Получил результат - и на лекции словно паришь перед студентами. И они это чувствуют. А если какой-то лектор выучил материал, но сам от науки далек, то студенты и воспринимают его равнодушно. Одним словом, полноценная университетская среда - это когда есть ученые, которые занимаются наукой и обучают студентов.


Печально, что сегодня наука России, и в частности университетская, испытывает немалые трудности. Наши научные школы, имеющие мировое признание, плохо поддерживаются финансово. Происходит - пусть не так интенсивно, как в начале 1990-х, - и утечка умов за рубеж. Если мы потеряем науку в университетах, отечественная система образования перестанет быть уникальной, лишится преимущества, которое всегда выгодно ее выделяло.


Кстати, в очередной раз я имел возможность убедиться, сколь высоко ценят в мире нашу систему фундаментальной подготовки, когда в августе участвовал в Пекине во II форуме ректоров ведущих китайских и зарубежных университетов. В Китае есть специальная программа поддержки 70 крупнейших государственных вузов. Например, Пекинский университет ежегодно получает от правительства дополнительные 100 миллионов долларов на приобретение аппаратуры и развитие научной базы. Каждый профессор получает 6 тысяч долларов сверх зарплаты, что позволяет ему чувствовать себя финансово независимым и целиком посвятить себя науке и преподаванию.


На форуме ректоров я выступил с докладом "Фундаментальное образование и будущее университетов". Правительство Китая просило нас рассказать о своем опыте, дабы его могла взять на вооружение Китайская Народная Республика, где самым серьезным образом нацелены на развитие фундаментального университетского образования. Надеюсь, и мы не отступим от традиций, которые всегда вызывали уважение у зарубежных коллег.Таким образом, моя точка зрения неизменна: будущее России - в сохранении фундаментальной науки, высокой планки университетского образования, того интеллекта, который накоплен нацией не за одну сотню лет.


И еще... Безусловно, граждане страны должны вкладывать свои ресурсы в подготовку высококвалифицированных специалистов. Но главным образом это забота общества в целом и как выразителя его взглядов - государства. Ведь далеко не каждая семья - даже в ближайшем будущем - сможет платить за обучение своего ребенка. Поэтому я стою на позициях, что образование - не услуга. Это стратегическая линия государства, его политика.


- Можно сказать, что вашу точку зрения разделяют в России люди, от которых эта политика зависит?


- Да, эти вопросы не раз серьезно обсуждались на самых разных уровнях. Так, с руководителями ряда ведущих вузов встречался премьер правительства. А на недавнем заседании Совета по науке, технологиям и образованию Владимир Путин призвал к вдумчивой модернизации научного сектора.


Очень полезной были и обсуждения на президиуме РАН, а также в Союзе ректоров России, куда мы пригласили министра образования и науки, председателей думских комитетов, представителей Российской академии наук, других заинтересованных организаций. Дискуссия продолжается.


- Как, на ваш взгляд, остановить утечку умов, удержать молодежь?


- Для того чтобы молодежь шла в науку и педагогику, нужно несколько условий: иной уровень оплаты труда, современное научное оборудование, обеспечение молодых сотрудников жильем.


В Московском университете есть программы поддержки молодежи. Это программа "100 плюс 100". Ей уже 10 лет. Каждый год 100 молодых кандидатов наук становятся доцентами без очереди на кафедрах, и 100 молодых докторов наук - профессорами: то есть после защиты они сразу повысили свой статус. Это задержало отток молодых специалистов.


Есть и другая программа, по которой ста молодым преподавателям, научным сотрудникам или аспирантам мы ежегодно присуждаем стипендию по конкурсу - 5 тысяч рублей ежемесячно к зарплате. Молодые люди получают ее в течение года или двух. Тем самым закрепляем их на кафедрах. Однако только наших усилий недостаточно. Чтобы поддержать талантливую молодежь, требуется государственная программа.


Кстати, правительство к юбилею выделило нам деньги на приобретение научного оборудования. Средства на эти цели запланированы и в бюджете следующего года. Помощь МГУ в обновлении научного парка позволит закупать самую современную научную аппаратуру, что поставит нас по оснащению в один ряд с крупнейшими научными центрами мира.


- Высшее образование сейчас получить непросто. В этом учебном году МГУ принял участие в новой программе - "Образование в кредит". Насколько она перспективна?


- Мне кажется, это очень выгодное предложение для студентов: по условиям кредита не надо представлять поручительств, не нужен имущественный или какой-либо другой залог. Начинать выплачивать кредит студент может после окончания университета, когда он устроится на работу. Таким образом, пять лет банк оплачивает обучение студента, а студент возвращает банку деньги последующие пять лет с учетом 10 процентов годовых. Подобную кредитную программу предложили трем университетам: СПбГУ, Плехановской академии и МГУ.


Некоторые опасения перед такой формой обучения имелись и у студентов, и у родителей. Тем не менее программа стартовала. Кредит взяли 200 студентов МГУ, которые недобрали балл на вступительных экзаменах. Размер кредита в зависимости от факультета достигает 5 тысяч долларов в год.


На мой взгляд, за таким обучением - будущее. Думаю", уже в следующем году количество абитуриентов увеличится, и со временем кредит будут предоставлять как государственные, так и негосударственные банки.


- Чем, на ваш взгляд, руководствуются абитуриенты при поступлении в МГУ: желанием выбрать профессию по душе или прагматичным стремлением получить специальность в самом престижном вузе страны?


- У нас примерно одинаковое число естественных и гуманитарных факультетов. Среди гуманитарных наиболее популярны юридический и экономический. При поступлении на них конкурс очень высокий. И молодежь тут, наверное, руководствуется и тем, что после окончания этого факультета легко найти хорошую работу. Вместе с тем каждый год растет конкурс и на "тяжелые" факультеты: механико-математический, физический, химический, биологический!


- Но куда сейчас податься после окончания кафедры микробиологии или генетики? Это же чисто научная работа, которая в подавляющем большинстве институтов страны свертывается.


- Думаю, в основном у студентов преобладает все-таки желание получить фундаментальное образование.


Есть еще одна вдохновляющая тенденция, которая появилась в нашем образовании: заметно улучшилось качество подготовки абитуриентов, причем это касается в первую очередь регионов. Больше половины наших первокурсников приехали к нам учиться из самых разных уголков России.


- Минувшим летом МГУ не учитывал результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ). А ведь сейчас проходит егэзация всей страны...


- Я считаю, что ЕГЭ в России не может быть единственной формой оценки знаний, и всегда настаиваю на живом общении комиссии с поступающими.Терпимо отношусь к тому, если студент или поступающий чего-то не знает, забыл определение или формулу. Куда важнее, чтобы он мог эту формулу вывести, знал, в каком она ряду по своей значимости.


Я приехал в МГУ, окончив сельскую школу на Украине под Харьковом. Учитель не знал раздела "Логарифмы". И я соответственно тоже не знал. Меня экзаменовал известный математик. И сразу спросил про логарифм: "Батюшки, как же вы пришли на мехмат, не зная логарифм?" Была пауза не в мою пользу. А потом он говорит: "А показательную функцию вы знаете?!" - "Знаю". - "Так вот, логарифм - это функция, обратная показательной". Он спрашивал, я отвечал на любой вопрос, получил свою пятерку, стал студентом и потом академиком. Поэтому-то и сам следую такому принципу, и коллег призываю: надо прежде всего разобраться в способностях человека, возможно, не очень быстро умеющего отвечать "да - нет".


Кстати, это миф, что ЕГЭ победно шагает по планете. В тех развитых странах, где существует такая форма экзамена, действуют одновременно и другие критерии оценки знаний. И уж точно: крупнейшие университеты, как Кембридж, например, или Гарвард, Оксфорд, никто не лишает права самостоятельно принимать решение о зачислении того или иного абитуриента.


Вот и у нас нельзя предъявлять одинаковые требования к выпускнику платного московского лицея, где преподают профессора, и к выпускнику сельской школы, где один учитель преподает и физику, и математику, и химию. Я предлагаю работать с сельским учеником с помощью олимпиад, конкурсов, бесед. Это поможет выявить талантливых людей, и у них появится возможность получить настоящее образование.


- Студентом МГУ и сейчас можно стать, победив на всероссийских и международных олимпиадах по различным предметам, не так ли?


- Да, эти одаренные молодые люди поступают в МГУ вне конкурса. В нынешнем году мы решили принимать на особых условиях еще и победителей региональных олимпиад: им автоматически засчитывается оценка "отлично" по предмету олимпиады. К нам поступило более 850 заявлений от таких абитуриентов, и основная их масса зачислена на обучение после одного или двух экзаменов.


- А можно ли сказать, что Ломоносовы в России продолжают "произрастать" именно в глубинке?


- Несомненно! Как показывает многолетний опыт, из ребят, прошедших через международные, всероссийские, региональные интеллектуальные соревнования и добившихся там хороших результатов, вузы, в том числе и МГУ, получают самое качественное пополнение. Большинство этих ребят из глубинки.


Раньше на особых условиях к нам поступали и победители олимпиад МГУ. Теперь эту схему поступления решили упразднить, потому что она не совсем справедливая. Факультеты в апреле - мае проводят свои олимпиады. В них принимают участие в основном москвичи, которые еще до начала приемной кампании становятся наполовину студентами. Приезжают летом молодые люди, скажем, из Якутии поступать, а им говорят, что мест осталось всего ничего. Это несовершенная схема.


К сожалению, закон, позволяющий принимать победителей олимпиад в вуз без экзаменов, до сих пор не принят. Олимпиадное движение должно, безусловно, развиваться, но эту систему надо совершенствовать.


- Виктор Антонович, как вы собираетесь отмечать предстоящий юбилей?


- Программа большая, и осуществляется она уже давно.Только в прошлом году мы провели сотни конференций, съездов, симпозиумов, связанных с юбилеем. Написан гимн МГУ. Теперь каждое наше торжественное событие будет начинаться с его исполнения.


В декабре пройдут общее собрание Российской академии наук и МГУ имени М.В. Ломоносова, а также съезд выпускников университета разных лет. В январе - Ломоносовские чтения. В их рамках состоится встреча ректоров зарубежных и российских университетов.


И, наконец, в день своего рождения, 25 января, проведем в Государственном Кремлевском дворце торжественное заседание, в котором примут участие главы многих государств, 50 нобелевских лауреатов и около тысячи гостей из зарубежных университетов.


В дни юбилея в космос будет запущен научно-образовательный спутник - "Татьяна - Университетский", выйдут все 250 томов серии "Классический университетский учебник", завершится реконструкция зданий на Моховой, появится специальный нагрудный знак в честь 250-летия Московского университета. Наши профессора, преподаватели и молодые специалисты получат около 250 квартир на проспекте Вернадского, в Матвеевском, в Давыдкове и в других местах.


Но главным подарком к юбилею станет новая фундаментальная университетская библиотека площадью 55 тысяч квадратных метров. Она сможет одновременно обслуживать до полутора тысяч читателей.


Мы планируем сделать эту библиотеку, оснащенную по последнему слову техники, общедоступной. Перед ней установлен памятник графу Шувалову - одному из учредителей Московского университета. Шувалов перед библиотекой смотрит на Ломоносова, который стоит перед главным зданием. Это будет самая современная библиотека в России на 5 миллионов томов. Кстати, предстоящие юбилейные торжества пройдут и в ее актовом зале на 1300 мест. Сюда переедет коллекция редких изданий, которые хранятся в университетском здании на Моховой. Этим раритетам нет цены, многие остались в одном-единственном экземпляре, и новое хранилище наконец-то обеспечит им должную сохранность.


В библиотеке разместится и Музей истории Московского университета. Но сначала его экспозиция "250 лет МГУ имени М.В. Ломоносова" в течение трех месяцев будет демонстрироваться в Государственном историческом музее.


А еще мы возвращаемся к традиции, когда при классических университетах существовали клиники. Неподалеку от библиотеки вырастет комплекс для факультета фундаментальной медицины с собственной стационарной клиникой на 300 мест. Здесь будут проводить самые современные научные исследования. Как и библиотека, клиника будет служить не только университету, но и Москве. Здесь же строятся и два новых учебных корпуса...


Таким образом, университетская территория расширится, приобретет новый вид, а сразу за библиотекой появится еще одна дорога к МГУ. Эту красивую аллею решено назвать Татьяниной - в честь святой Татианы, покровительницы Московского университета.