Главная >> 5 >> 20

"Властелин" догнал "Титаник"

"Оскар" по-прежнему обожает монстров


В Москве было утро понедельника, когда в Лос-Анджелесе завершилась 76-я церемония вручения премии "Оскар". Третья и последняя часть "Властелина колец", отмеченная в одиннадцати номинациях, получила все одиннадцать статуэток (включая главную - за лучший фильм) и сравнялась с двумя другими "оскаровскими" рекордсменами - "Титаником" и "Бен-Гуром".


Режиссера Питера Джексона наградили по совокупности заслуг - за то, что осилил неподъемного Толкиена и ухитрился сделать так, чтобы третья часть вышла лучше двух предыдущих. Первый и второй "Властелины" исправно получали второстепенных "Оскаров" (за звук или за грим), но именно "Возвращение короля" стало подлинным триумфом. За главным призом Джексон в съехавшем набок галстуке вышел со своими актерами, продюсерами и соратниками, людьми невысокого роста и повышенной лохматости. Совершенно очевидно, что десант из Хобитании украл праздник у всех своих конкурентов. "Как хорошо, что в нашей номинации нет "Властелина колец", - с иронией отметила Дениз Роберте, продюсер "Нашествия варваров", победившего в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Впрочем, победа "Нашествия" тоже была предопределена: канадская картина, частично снятая на французские деньги и только что получившая три премии "Сезар", соревновалась с тремя малоизвестными европейскими фильмами и японским "Сумеречным самураем". Канада американским академикам все-таки ближе, чем Япония или Европа, к тому же фильм Аркана действительно заслуживает всех полученных (и неполученных) наград.


Сама церемония сильно уступала прошлогодней: тогда от каждого выходящего к микрофону ждали антивоенных протестов - саспенс был обеспечен независимо от призовых раскладов. На этот раз ведущий церемонии, актер Билли Кристал, лишь грустно пошутил: "Тринадцать лет назад, когда я вел церемонию "Оскара", все было по-другому. Президентом был Буш, и мы закончили войну в Ираке".


Неизвестно, как повлияла на умы кинематографистов новость о пятисекундной задержке трансляции, но почти никто из ораторов не позволял себе радикальных высказываний. Политический настрой церемонии можно назвать более чем консервативным. Единственно возможной территорией для фрондерства, как и в прошлом году, стала документальная номинация - в ней победил фильм "Туман войны", пристрастный допрос Роберта С. Макнамары, "архитектора вьетнамской войны" и министра обороны в администрации Кеннеди. Получая статуэтку, режиссер картины Эррол Моррис со сцены заявил, что при нынешней внешней политике США рискуют провалиться в ту же дыру, в которую они провалились сорок лет назад при Макнамаре. Резкое замечание, тем не менее, явно не дотягивало до прошлогодней проповеди Майкла Мура, победившего в той же номинации с "Боулингом для Колумбины" (в ролике, предваряющем нынешнюю церемонию, Майкла Мура "затоптал" компьютерный слономамонт из "Властелина колец").


Все потенциальные протестанты вели себя на редкость смирно. Эд-риен Броуди, год назад приклеивший на свой смокинг пацифистский символ в знак протеста против войны, на этот раз вышел на сцену с освежителем дыхания - он объявлял победительницу в главной женской номинации и намеревался с ней целоваться. Главные раскольники - заранее внесенные в списки неблагонадежных Сьюзан Сарандон и Тим Роббинс - вручали и получали награды без лишних комментариев. Даже задиристый Шон Пенн ограничился словами благодарности родителям и жене.


Некоторое подобие интриги сохранилось только в номинации "Лучший исполнитель мужской роли". Когда прозвучало имя Шона Пенна ("Таинственная река"), только Джуд Лоу ("Холодная гора") не выглядел расстроенным. Джонни Депп ("Пираты Карибского моря") не скрывал легкой досады, а вот Билл Мюррей ("Трудности перевода") расстроился всерьез - он даже попытался встать со своего кресла, чтобы покинуть зал. В остальных принципиальных номинациях все статуэтки были распределены в соответствии с прогнозами экспертов и ставками букмекеров.


***


Наши мастера культуры об их голливудской премии


"Известия" обратились к отечественным кинематографистам, актерам, писателям и музыкантам с вопросами: 1) смотрели ли они прямую утреннюю трансляцию "оскаровской" церемонии, 2) намерены ли поглядеть сокращенную вечернюю (опрос проводился до второго вчерашнего показа церемонии "Первым каналом"), 3) как им "оскаровские" итоги.


Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ, кинорежиссер:


"Я не сумасшедший, чтобы смотреть прямую трансляцию"


- Что я, сумасшедший: смотреть прямую трансляцию "Оскара" в такое время! А сейчас все уже известно, поэтому смотреть повтор будет малоинтересно. И потом "Оскар" - это Голливуд, а Голливуд и американское кино - совсем не одно и то же. Это точно так же, как "Макдоналдс" нельзя назвать американской кухней, а "кока-колу" - национальным американским напитком. "Макдоналдс" и "кока-кола" - транснациональные вещи. Кстати, вы знаете национальный напиток американцев? Это лимонный морс. Так вот, американское кино замечательное, но смотреть его надо на фестивале в городе Санденсе. Есть несколько активистов, таких, как Шон Пенн, пытающихся продвигать американское кино на "Оскар", но их мало. Что касается лауреатов премии, то я не смотрел ни один из фильмов-победителей! Я предпочитаю картины, которые уже сошли с экранов кинотеатров и оставили след в истории кинематографа. София Коппола - способная девочка, это я понял еще по ее первому фильму "Девственницы-самоубийцы", но у нее было мало шансов получить премию за режиссуру. Победа "Властелина колец" показывает, куда движется Голливуд, а движется он в сторону огромных картин, построенных на спецэффектах и имеющих крайне мало отношения к жизни.


Рената ЛИТВИНОВА, актриса, кинорежиссер:


"Я раздала бы статуэтки по-другому"


- Трансляция в 4 утра - тяжеловато, но повтор церемонии я посмотреть хочу. 11 "Оскаров" "Властелина колец" лишний раз подтверждают сложившуюся тенденцию, что экранизация литературных бестселлеров почти всегда становится успешной. Но такие фильмы не являются арт-явлениями, вдохновляющими продвижение кинематографа. Кроме того, они довольно быстро устаревают. Поэтому я с грустью отношусь к бешеной популярности жанра экранизации. София Коппола - молодец. Я безумно рада за нее и за Шона Пенна, хотя жаль, что два таких блистательных актера, как Пенн и Билл Мюррей, попали в одну номинацию. Наверное, если бы мне дали список номинантов, я раздала бы статуэтки как-то по-другому, но сейчас в разговоре я просто-напросто могу упустить какие-то выдающиеся картины или актерские работы.


Евгений ХАВТАН, певец:


"Голливуд меня не привлекает"


- Ночную трансляцию я не смотрел, но вечернюю, если буду дома, хотел бы посмотреть. Хотя последнее время "Оскар" и все, что с ним связано, интересует меня все меньше и меньше, просто потому, что я вижу мало хорошего кино. Тем более что продукция Голливуда, отличающаяся не столько качеством, сколько миллионными бюджетами и новомодными дорогостоящими технологиями, меня не привлекает совершенно. "Властелин колец" показался мне длинным, нудным и затянутым. Так что я предпочитаю европейское и японское кино.


Аркадий ВАЙНЕР писатель:


"Потрясен таким результатом"


- Смотрел не всю церемонию, поэтому буду досматривать ее вечером. Да, "Властелин колец" получил одиннадцать статуэток во всех номинациях, в которых был представлен. Потрясен таким результатом. Но хотел бы большего внимания к другим фильмам. Очень жаль, что недостаточно отмечена такая картина, как "Нашествие варваров". Это истинно художественное произведение. Фильм выгодно выделяется на общем фоне своим серьезным психологическим подтекаем.


Александр МИТТА, режиссер:


"К сверхуспеху "Властелина" отношусь с доброжелательным презрением"


- Трансляцию "Оскара" я не смотрел и не собираюсь этого делать. Мне он просто не интересен. Я в курсе по поводу сверхуспеха "Властелина колец". Отношусь к этому с презрением. Впрочем, с доброжелательным презрением.


Опрос подготовили Татьяна БУРМИСТРОВА, Анна ФЕДИНА


***


Кто победил


Лучший фильм - "Властелин колец. Возвращение короля". Лучший режиссер - Питер Джексон ("Властелин колец. Возвращение короля"). Лучшая мужская роль - Шон Пенн ("Таинственная река"). Лучшая женская роль - Шарлиз Герон ("Монстр"). Лучшая мужская роль второго плана - Тим Роббинс ("Таинственная река"). Лучшая женская роль второго плана - Рене Зелльвегер ("Холодная гора"). Лучший оригинальный сценарий - "Трудности перевода" Софии Копполы. Лучший сценарий на основе литературного произведения - "Властелин колец. Возвращение короля" (Филипп Боуенс, Питер Джексон, Фрэнсис Уолш). Лучший оператор - Джэми Селкирк ("Хозяин морей: На краю земли"). Лучший анимационный фильм - "В поисках Немо". Также "Властелин колец" получил призы в следующих номинациях: лучший монтаж, лучший художник-постановщик, лучшие костюмы, лучший грим, лучшая оригинальная музыка к фильму (Фрэнсис Уолш, Говард Шор, Энни Леннокс), лучший звук, лучшие визуальные эффекты.


***


"Оскар" для Чернобыля


Короткометражный (39 мин) документальный фильм "Сердце Чернобыля" завоевал "Оскар" в своей номинации. Лента рассказывает о том, как авария на Чернобыльской АЭС отразилась на людях, живущих в Белоруссии. Режиссер картины Марианн ДеЛеон поблагодарила академиков: "Вы удостоили высокой чести не только меня. Вы проявили уважение ко всем людям Чернобыля, страдающим от последствий радиации даже сейчас, спустя 18 лет после аварии на АЭС". На церемонии также присутствовала Ади Рош, основательница ирландского гуманитарного проекта "Дети Чернобыля". ДеЛеон со сцены поблагодарила Ади за помощь в создании фильма и назвала ее "настоящим героем, каждый день спасающим жизни детей".


***


Как проголосовали читатели "Известий"


Накануне "оскаровской" церемонии на сайте izv.info читатели "Известий" пытались угадать предпочтения академиков по основным номинациям. Победу Рене Зеллвегер ("Лучшая актриса второго плана") предсказал 61% голосовавших. Звание "лучшего актера второго плана" было отдано Тиму Роббинсу (27%), а его ближайшим конкурентом стал Кен Ватана-бе из "Последнего самурая" (25%). "Лучшего режиссера" наши читатели разглядели в Питере Джексоне (68%), на победу Клинта Иствуда надеялись 33%. Лучшим фильмом был назван "Властелин колец. Возвращение короля" (67%), а лучшей актрисой - Шарлиз Терон (26% против 21 % уДайан Китон). Единственная ошибка была допущена в номинации "Лучшая мужская роль" - 57% предрекали победу Джонни Деппу, 24% - Джуду Лоу и лишь 11%- победившему Шону Пенну.