Главная >> 5 >> 20

особенности праздничного телевидения

По результатам исследования "Телевидение глазами телезрителей", проведенного в конце 2003 года аналитическим центром "Видео Интернешнл" и фондом "Общественное мнение", 87% жителей России и 94% москвичей предпочитают в свободное время телевизор другим развлечениям. Ни чтение книг, ни прогулки, ни встречи с друзьями, ни путешествия не пользуются такой популярностью. Причем 38% российских зрителей включают телевизор для того, чтобы "развлечься, отдохнуть, расслабиться", а 9% - по привычке.


Основным источником свободного времени для людей остаются праздники. Именно в канун Нового года, 8 Марта, на майские праздники число телезрителей и общее время просмотра программ резко возрастает. Если в обычный выходной день среднестатистический житель страны проводит у телевизора 4 часа, то в праздники это время увеличивается как минимум в полтора раза - до 6 часов. Для подсчета количества телезрителей социологи придумали специальный термин - total TV. Праздничный total TV с самого утра превышает такой же показатель выходного дня.


Самый значительный рост числа зрителей наблюдается с 12 до 14 часов. Если по воскресеньям в это время телевизор смотрят 12-13% жителей страны, то в праздник - уже 20-21%. В вечерний прайм-тайм - самое популярное время - число зрителей в праздники возрастает с 37% до 39%. Телеканалы используют эти особенности российского проведения досуга при составлении праздничной программы, стараясь уже с утра усадить людей перед телевизором и не отпускать их до поздней ночи. К праздникам приберегаются кассовые фильмы, всевозможные концерты и юмористические шоу. Все это стоит немалых денег, в связи с чем основными игроками в праздничные дни становятся Первый канал и "Россия". Они не только привлекают внимание специфического праздничного зрителя, но и отбирают у сетевых вещателей их традиционную аудиторию. К примеру, по данным TNS Gallup Media, в прошлом году на неделе перед майскими праздниками доля Первого канала по стране составила 23,9% (вся аудитория старше 4 лет), у "России" - 16,8%. На неделе, куда выпали первомайские дни, показатели Первого и "России" выросли до 25,6% и 18,4% соответственно, а на неделе с Днем Победы еще немного увеличились. В то же время доля НТВ постепенно падала - с 16,6% в конце апреля до 13,3% к 9 мая. Уменьшилось год назад в праздники и количество зрителей ТНТ, а вот показатели СТС и Ren TV практически не изменились.


В списке самых популярных программ майских праздников в прошлом году оказались кроме традиционных лидеров - "Кривого зеркала" и "Бабы, вперед", созданных четой Евгения Петросяна и Елены Степаненко, - голливудские и отечественные кинохиты, концерты, посвященные Дню Победы. Трансляции на Первом праздничного военного парада не хватило нескольких десятых долей процента, чтобы попасть в список самых популярных программ.


В этом году каналы не сильно изменили своим привычкам. Первую половину прошедших майских праздников по утрам Первый и "Россия" бились друг с другом концертами. Поздним утром Первый повторял финал "Песни года", растянув его на три части, и показывал свежую церемонию вручения музыкальной премии "Золотой граммофон". На "России" в это время можно было послушать Иосифа Кобзона, Льва Лещенко. Николая Баскова, Игоря Николаева, Надежду Бабкину и других певцов в творческих вечерах "Сябров" и композитора Александра Морозова. В эти выходные все телеконцерты так или иначе будут связаны с Днем Победы. На "России" Дмитрий Хворостовский споет военные песни, а на Первом группа "Любэ" в гимнастерках исполнит свои универсальные хиты про батяню-комбата и борьбу за жизнь до конца.


С 1 по 4 мая в прайм-тайм главные каналы чаще ставили выступления одних и тех же юмористов. Первый повторял "Кривое зеркало", показывал бенефис Ефима Шиф-рина и проект Лиона Измайлова "Смешные люди". Похоже, что после бегства Евгения Петросяна на "Россию" руководство Первого перестало делать ставку на одного юмориста, показывая всех, кто не попал под влияние "Аншлага" и "Кривого зеркала". Исключение - "Новые русские бабки", которые и для "России" успевают сняться, и на Первом засветиться. Против Шифрина и бабок "Россия" выпустила Михаила Задорнова и "Аншлаг". Все названные юмористы набирают очень высокие рейтинги, в связи с чем их показ в прайм-тайм гарантирует успех. Канал "Россия" планирует использовать тактику юмористической войны и в предстоящий уик-энд показом все того же "Аншлага" и концерта Михаила Евдокимова. Первый канал ко Дню Победы приготовил премьеру мини-сериала о войне "На безымянной высоте", что выглядит довольно рискованно. Возрастающая популярность СТС ставит канал перед необходимостью вести себя "как большой". Первый развлекательный подготовил к праздникам спецвыпуски и финалы таких программ, как "Кресло", "Ты - супермодель", "Самый умный", запустил новые серии "33 квадратных метра" и снял новые выпуски музыкальных "Хороших песен" и юмористических "Хороших шуток".


В отличие от первомайских, телепрограммы выходных дней 8-10 мая будут переполнены тематическими программами ко Дню Победы: и документальными фильмами, и ток-шоу с воспоминаниями ветеранов о войне, и знаменитыми кинолентами. Не обошлось и без казусов - довольно свежий фильм "Звезда"


9 мая покажут сразу два канала, "Россия" и НТВ, правда, в разное время. На НТВ особого внимания заслуживает проект "Рождение Победы", запускаемый каналом совместно с радио "Эхо Москвы". С 8 мая этого года до 9 мая следующего, то есть до 60-летия Победы, трижды в день в прайм-тайм знаменитые люди будут вспоминать военные истории. На рейтинг НТВ этот проект повлиять не сможет - продолжительность роликов не будет превышать полутора минут, в то время как в рейтинги обычно попадают программы длиннее 5 минут.


Один из самых неожиданных программных шагов сделал ТНТ, поставивший в вечернюю программу 8 и 9 мая караоке с любимыми песнями участников реалити-шоу "12 негритят". Поможет ли это каналу усадить к телевизорам молодежь, станет ясно в первый рабочий день 10 мая, когда поступят предварительные рейтинги.


Графические материалы:


Таблица 1 15 наиболее популярных телепрограмм с З0 апрели по 11 мая: 2003 года


Источник: TNS Gallup Media. Регион: Россия. Аудитория: все зрители старше 4 лет.