Главная >> 5 >> 20

МОЛОДО-ЗЕЛЕНО

На семнадцатом году жизни "Ника" начала молодеть и наряжаться


В семнадцатый раз российские кинематографисты провели церемонию "Ники". "Как "Золотой глобус" считается репетицией самой престижной мировой кинопремии "Оскар", так "Золотой орел" можно назвать генеральной репетицией "Ники", - не отказал себе в удовольствии "пройтись" по конкуренту "отец" и бессменный руководитель премии Юлий Гусман. Правда, в отличие от прошлогодней церемонии больше никаких параллелей на "Нике" не проводили. Хотя результаты обеих российских кинематографических наград оказались одинаковыми - главный приз опять взял фильм Андрея Звягинцева "Возвращение", а лучшим режиссером признали Вадима Абдрашитова.


Главной темой "Ники" в этом году было решено сделать весну - премия достигла самого легкомысленного возраста, решили киноакадемики.


Назвали церемонию "Семнадцать мгновений весны", поэтому антураж был соответствующий - сцену Дома музыки на Красных Холмах украшали витражи в виде бабочек, и даже ковровая дорожка была не стандартной красной, а травянисто-зеленой, усеянной лепестками белых роз, пусть и тряпичными.


"В этой атмосфере праздника и всеобщего авитаминоза..." - начал вечер президент "Ники" Эльдар Рязанов, тем самым задав всему мероприятию шутливый тон, который подхватили и другие участники действа. Вновь избранный большинством голосов на трехлетний срок президентства Рязанов посылал залу со сцены воздушные поцелуи и радовался, что за год премия заметно "помолодела" своим составом участников. "Я бы сказал, в этом году у нас представлены "фильмы с новым прикусом", - шутил Рязанов. - Как-то я лежал в клинике лечебного питания, пытался в очередной раз стать стройным и красивым, и разговорился с одной женщиной, известным врачом-стоматологом. Но она меня не узнала и поинтересовалась, какой известный фильм я снял. Я назвал "Берегись автомобиля", на что моя соседка радостно воскликнула: "А! Это где Смоктуновский снимался еще со старым прикусом?!". Очень уж мне понравился такой критерий".


Организаторы делали все, чтобы подчеркнуть современность и моложавость нынешней "Ники". Традиционно лишь много смеялись, обильно сдабривая шутками объявление лауреатов. Привычный "никовский" капустник, предваряющий последнюю номинацию "Лучший фильм", как всегда, прошелся по самым заметным событиям прошлого года, обсудив на этот раз и вес балерины Волочковой, и Лабрадора президента Путина. А чтобы развеять всеобщую усталость от длительной церемонии и оживить обстановку, объявлять призы за роли второго плана были приглашены профессиональные юмористы.


Но если первый стал заложником эпитета ведущих: "Приятно, когда красивую женщину связывает с мужчиной роман. С тремя нашими номинантками нас свяжет блистательный Роман Карцев". То второй, Геннадий Хазанов, объявлявший победителя среди исполнителей мужских ролей, привел почтенную кинематографическую публику в замешательство, сначала вызвав на сцену всех трех номинантов, а потом, изрядно их промурыжив и испытав терпение публики на прочность, наконец торжественно вручил крылатых богинь двум победителям: Сергею Маковецкому и Андрею Панину. Обделенный статуэткой Евгений Гришковец был вынужден скромно пробираться назад со сцены к своему месту среди смущенно потупивших глаза кинодеятелей.


Хазанов своей "удачной" шуткой, казалось, был весьма доволен. Публика же за новичка в кино Гришковца обиделась и куда радушнее оценила идею с телеперсонажами Хрюном и Степаном, объявлявшими победителя в родственной номинации "За лучший анимационный фильм". Мультгерои хорохорились, предлагали затмить американского "Шрэка" русским "Хряком" и послали друг друга к "аниматери", вызвав большее оживление в зале, чем предыдущие живые классики сатиры и юмора. Но все же громче всего кинематографисты, судя по долгим аплодисментам, радовались победе Шнура в номинации "Лучшая музыка к фильму". Мелодию-победителя - всем известную трель мобильника из "обделенного" "Золотым орлом" "Бумера" - заглушили радостные крики. Благодарственные слова Шнурова, так и не пожелавшего следовать вечернему этикету и вышедшему за статуэткой в привычных синих "трениках" и пестрой рубахе, оказались неожиданно лаконичными для опасающихся творчества "Ленинграда" академиков. "Все понимают, что премия - это такая условность. Я чувствую себя двоечником, получившим вдруг хороший аттестат, а родители этому рады. Почему?" - быстро заключил Шнуров и бодрым шагом вернулся назад к своей спутнице актрисе Оксане Акиныииной, не сомневающейся, впрочем, в победе любимого.


Предвкушающим последующую жесткую цензуру речи Шнура позлорадствовать не удалось. В этом году церемония вообще не отличалась обычно "вырезаемыми" для массовой телетрансляции панибратскими "никовскими" шутками "для своих". Ненужной телевидение сочло лишь реплику Мурада Ибрагимбекова, получившего приз за документальный фильм "Нефть" и пообещавшего "в следующем году снять специально для НТВ картину "Газ". И даже Юлий Гусман, по традиции играющий роль строгого хозяина вечера, за шестнадцать лет так и не приучил киношников к пунктуальности, уже не так серчал на опаздывающих российских кинозвезд, напротив, довольно отмечал вечерние туалеты дам и строгие костюмы их спутников. Хотя многое на "Нике" до сих пор продолжает оставаться "сырым" и "зеленым", атмосферу весны срежиссировать все же удалось.


***


Особое мнение


Андрей Звягинцев, лауреат "Ники"-2003: "Как можно математически вычислить иррациональное?"


- НАЗЫВАЯ ВАС "СЛУЧАЙНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ" В КИНО, ВАШИ КОЛЛЕГИ СЧИТАЮТ, ЧТО ИМЕННО ЭТО ПОМОГЛО ПРОСЧИТАТЬ ТАКОЙ УСПЕХ ФИЛЬМА.


- Для меня такая точка зрения нелепа и даже смешна. Как можно математически вычислить иррациональное? Победа фильма на фестивале и в номинациях - это победа команды. Получая приз за оператора картины Мишу Кричмана, я нисколько не кривил душой: я действительно благодарен судьбе, что знаком с человеком, создавшим для "Возвращения" изумительное визуальное воплощение. И продюсер, и композитор, и все остальные люди - как можно что-то за них "просчитать"? Знаете, я когда-то давно прочел интервью с одним известным французским продюсером, и мне на всю жизнь запомнились его слова, что все наши попытки предположить, угадать то, что нужно публике, -это не больше, чем наши иллюзии. Он привел очень хороший пример. Вот человек ложится спать и видит сон. Но он же его не выбирает сознательно. И зритель не знает сам, что он хочет увидеть в кино. Может, то, что приснилось режиссеру. (Улыбается).


- А ТО, ЧТО В 2003 ГОДУ В КИНО МОЛОДЫХ АВТОРОВ БЫЛА ТАК ПОПУЛЯРНА ТЕМА "ОТЕЦ И СЫН", ЭТО ТОЖЕ СЛУЧАЙНОСТЬ?


- Я не люблю об этом говорить - выглядит как оправдание. Тем более что режиссеров других картин об этом почему-то не спрашивают. Идея витала в воздухе. Как иначе объяснить. Когда у нас был кастинг на роль отца, пришел пробоваться один актер из Петербурга. Я ему пересказываю сюжет фильма, а у него глаза все больше и больше становятся. Оказалось, его утвердили на подобную роль в "Коктебеле". Наверное, все же существует какой-то обмен мыслей на энергетическом уровне.


***


Лауреаты премии "Ника" за 2003 год


ЛУЧШИЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ - "ВОЗВРАЩЕНИЕ" (АНДРЕЙ ЗВЯГИНЦЕВ)


ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ - ВАЛЕНТИНА БЕРЕЗУЦКАЯ ("СТАРУХИ")


ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ - ВИКТОР СУХОРУКОВ ("(БЕДНЫЙ, БЕДНЫЙ ПАВЕЛ")


ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА - ИННА ЧУРИКОВА ("БЛАГОСЛОВИТЕ ЖЕНЩИНУ")


ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА - АНДРЕЙ ПАНИН ("ШИК") И СЕРГЕЙ МАКОВЕЦКИЙ ("КЛЮЧ ОТ СПАЛЬНИ")


ОТКРЫТИЕ ГОДА - АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН-МЛ. ("ПОСЛЕДНИЙ ПОЕЗД")


ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА - ВАДИМ АБДРАШИТОВ ("МАГНИТНЫЕ БУРИ")


ЛУЧШАЯ СЦЕНАРНАЯ РАБОТА - АЛЕКСАНДР МИНДАДЗЕ ("МАГНИТНЫЕ БУРИ")


ЛУЧШАЯ МУЗЫКА К ФИЛЬМУ - СЕРГЕЙ ШНУРОВ ("БУМЕР")


ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО - ПЕТР ТОДОРОВСКИЙ