Итак - свершилось! 12 апреля на сцене Большого театра, при переполненном зале, громом аплодисментов встречающем каждое имя победителя, состоялось вручение самой престижной театральной премии России "Золотая маска". Этот вечер стал одновременно своеобразным юбилеем "Маски", превратившейся за годы своего десятилетнего существования, как сказочная Золушка в принцессу, из скромной московской награды в Международную ассоциацию (национальная премия и фестиваль) "Золотая маска". 280 спектаклей были номинированы за эти годы. 240 "Масок" разъехалось по 28 городам России и зарубежья. Но обо всем по порядку.
Пользуясь правом юбиляра, ассоциация в этом году размахнулась на грандиозный предфестиваль спектаклей, увенчанных "Маской" в прошлые годы. Начавшись еще в феврале, он продолжался весь март. А 27 марта, в Международный день театра, открылся торжественным гала-представлением в Цирке на Цветном бульваре фестиваль нынешних номинантов. Публика в огромной чаше цирка - весь театральный бомонд столицы. На арене - в ролях "коверных" -сам председатель Союза театральных деятелей России, художественный руководитель театра "Et cetera" Александр Калягин в обличьи короля Убю из одноименного спектакля своего театра; а грустный, долговязый Пьеро - Георгий Тараторкин, президент Ассоциации "Золотая маска", секретарь СТД РФ. И еще один "коверный" - Эдуард Бояков, генеральный директор премии и фестиваля на протяжении всех 10 лет, взявший на себя в тот вечер роль летчика Петровича, не только ведущего конферанс, но еще и летающего под куполом, как заправский воздушный гимнаст. Это трио вкупе с самыми непревзойденными цирковыми номерами (например, "Подкидные доски" Андрея Ковгара, собравшие "золото" по всему миру) превратили вечер в истинный праздник смеха, радости и высочайшего искусства. С поразительной свободой и легкостью вел себя на арене А. Калягин, будто и впрямь был "Рыжим" у "ковра". Смех и аплодисменты зала сопровождали каждую его репризу, каждую импровизацию. "Лев Додин -лучший режиссер!" - писклявым, клоунским голосом возопил "Рыжий", когда на арену выехала клетка с огромным гривастым львом. И вся чаша цирка грохнула от хохота, потому что действительно было что-то неуловимо схожее в лохматом царе зверей и седобородом театральном патриархе... Но вернемся к последним событиям.
Заключительный вечер награждений строго, достойно, красиво вели Илзе Лиепа, лауреат "Золотой маски" прошлого года, и Эдуард Бояков, передавая бразды правления в зависимости от номинаций коллегам по жанрам и видам искусств. Оговорюсь сразу: в целом решения жюри как драматического и кукольного театров, так и музыкального, считаю вполне справедливыми. Выбор был настолько обширен, а претенденты на премию столь достойны, что, кажется, награждать нужно было бы всех подряд. Выбирали лучшего из лучших. И неудивительно, что некоторые спектакли получили по нескольку "Масок" в разных номинациях.
Бурю восторга зала вызвало награждение балета "Светлый ручей" Большого театра аж четырьмя "Масками": Алексею Ратманскому как лучшему балетмейстеру/хореографу, Марии Александровой и Сергею Филину - за лучшие женскую и мужскую роли, Геннадию Янину - тоже за роль специальный приз музыкального жюри. Это тем более справедливо, что А. Ратманский первым вернул к жизни ошельмованное, изгнанное из балетного репертуара произведение Д. Шостаковича, без малого семь десятилетии остававшееся изгоем. Заслужил "Маску" и Камерный балет "Москва" за "Весну священную" в номинации лучший спектакль современного танца, а лучшим классическим балетом жюри посчитало. "Ballet imperial" Театра оперы и балета им. П. И. Чайковского из Перми.
В конкурсе оперных театров поровну
- по три "Маски" - досталось Москве и Новосибирску. В "Похождении повесы" Большого театра лауреатами стали: режиссер-постановщик Дмитрий Черняков, исполнительница роли Энн Елена Вознесенская, художник по свету Лев Фильштинский - спецприз музыкального жюри. Следует отметить, что впервые, нарушив традиционный перечень номинаций, жюри отметило художника по свету - важную, часто определяющую фигуру в современном спектакле. В "Жизни с идиотом" Новосибирского театра оперы и балета "Маски" получили: спектакль в целом, как лучший оперный, Александр Лебедев за роль "Я" и художник Давид Боровский. А лучшим дирижером был назван Алексей Людмилин (опера "Кахым-туря") Башкирского театра оперы из Уфы.
В номинации оперетта/мюзикл жюри не сочло возможным награждать кого-либо. Кстати сказать, и номинантов-то было всего два. Тоже два театра, и оба из Петербурга, соревновались в номинации кукольных спектаклей. По одной "Маске" досталось каждому. Кукольному театру Сказки за спектакль "Приключения незадачливого дракона", а в спектакле "Сон фавна" театра "Кукольный дом" была отмечена актриса Элина Агеева.
Еще два спектакля конкурировали и в номинации "Новация". Победа осталась за "Кислородом" Московского театра doc. "Золотую маску" на четверых получили совершенно ошалелые от счастья режиссер Виктор Рыжаков и артисты Арина Маракулина, Иван Вырыпаев (он же автор пьесы), Ирина Родионова. Они радостно толкались перед микрофоном в жажде послать в зал свое личное "спасибо" за признание их очень искренней, талантливой и необычной работы.Девять драматических спектаклей большой формы и шесть - малой соревновались за право быть лучшими. Труднейшая задача для жюри! Доведись выбирать мне, я бы поступила, как Агафья Тихоновна в "Женитьбе" Гоголя: написала всех на бумажках, положила в ридикюль, какой выберется - тот и... лауреат. Примерно так они и "вынулись", как мне кажется, у жюри: всем сестрам
- по серьгам. Чтобы никому не было обидно.
Лучший спектакль Большой формы - "Ревизор" Александринского театра С. -Петербурга. Лучший спектакль Малой формы - "Двойное непостоянство" новосибирского театра "Глобус". Лучшая работа режиссера - Лев Додин ("Дядя Ваня", питерский Малый театр - Театр Европы).
Так-таки провидцем оказался "Рыжий" Калягина, крикнувший на весь цирк 27 марта: "Лев Додин - лучший режиссер!" А может, дал подсказку жюри? Лучшая работа художника - Александр Боровский в уже названном "Ревизоре". Лучшая мужская роль - Сергей Курышев - дядя Ваня в додинском спектакле. Лучшая женская роль - Чулпан Хаматова - Сын в спектакле театра "Современник" "Мамапапасынсобака". Специальные премии получил еще ряд спектаклей из тех же списков большой и малой форм. Премия жюри драматических театров с формулировкой "За актерский ансамбль" досталась постановке Сергея Женовача "Правда - хорошо, а счастье лучше" в Малом театре. "За смелость на сцене" была удостоена "Маски" Ольга Цинк, играющая Сильвию в "Двойном непостоянстве". Приз театральных критиков и журналистов присудили "Вишневому саду" Эймунтаса Някрошюса - совместный проект литовского театра Meno Fortas и Фонда им. Станиславского. "За лучший зарубежный спектакль, показанный в России" еще одну "Маску" получил опять же Э. Някрошюс ("Времена года Донелайтиса" в Театре Meno Fortas"). А приз зрительских симпатий увенчал "Пленных духов" Центра драматургии и режиссуры под руководством М. Рощина и А. Казанцева.
"За поддержку театрального искусства России" "Маски" были присуждены президенту Чувашской республики Николаю Федорову и телеканалу "Культура". А почетные премии "За честь и достоинство" получили: артист, педагог, театральный деятель Виталий Константинович Венгер, почетный гражданин Иркутска, и старейшина российского оперного театра Борис Александрович Покровский, чье имя не нуждается в комментариях. Зал встал, когда было названо это имя.
Остается сказать, что отличными были и те немногочисленные, но весьма уместные, оживляющие акцию награждения музыкальные фрагменты в исполнении оркестра, балета, хора и миманса Большого театра, артистов "Геликон-оперы", мюзикла "12 стульев". Сменив сверкающее платье на балетный костюм, Илзе Лиепа исполнила в сопровождении партнеров отрывок из балета "Город без слов" хореографа Евгения Дружинина. Забавной, веселой придумкой прозвучало популярнейшее неаполитанское "О, Sole mio", но только не в привычном исполнении сладкоголосого тенора, а в мощном звучании хора басов, одетых в костюмы соответствующих "басовых" оперных героев - Годунов, Кончак, Гремин и т. д. Зал взорвался восторженными аплодисментами.
А финальной точкой вечера стал золотой дождь, легкий, сверкающий, хлынувший потоком на зал и сцену. Его воздушные "капли" можно было унести на память в ладони.
Нельзя не назвать имена тех, кто придумал и сотворил программу церемонии награждения, - режиссера Михаила Панджавидзе, художника Алены Пикаловой, дирижера Павла Клиничева, хормейстера Валерия Борисова - всех не перечислить, увы. "Золотая маска" на сегодня, и это наглядно доказал ее юбилей, действительно стала самой престижной, самой желанной и самой почитаемой профессиональной премией нашего отечественного театрального мира.