Главная >> 5 >> 20

НЕ ВСЕ УЛАДИШЬ С ПОМОЩЬЮ ЗОНТА

Вручены премии Станиславского


В понедельник в зале "Атриум" отеля "Балчуг Кемпински" по традиции вручались ежегодные премии Станиславского. Нынешняя церемония - одиннадцатая по счету, следовательно, вот уже второй десяток лет Фонд К.С.Станиславского, международная общественно-благотворительная организация, возглавляемая ныне Марком Захаровым (первым председателем фонда был Олег Ефремов), вручает награды деятелям русского и зарубежного театра за удачные работы предшествующего сезона, а также за личный вклад в мировой театральный процесс. С 2004 года фонд регулярно проводит и театральный фестиваль под названием "Сезон Станиславского" в котором участвуют лучшие спектакли, созданные в последние годы. Так было и на этот раз. Нынешние лауреаты премии Станиславского были, тоже по традиции, объявлены еще до церемонии, на специальной пресс-конференции. Жюри, состоящее из известных режиссеров, актеров и театроведов, выбрало лауреатов в девяти номинациях. Назовем их имена еще раз. "Театральная педагогика" - Вениамин Фильштинский, профессор СПбГАТИ, Александр Галко, профессор Саратовской консерватории; "Театроведение" - Елена Полякова, доктор искусствоведения (за книги о К.С.Станиславском в Художественном театре), Марина Давыдова, кандидат искусствоведения (за театральную критику); "Лучшая режиссерская работа сезона" - Генриетта Яновская ("Трамвай "Желание" МТЮЗ); "Новация" - Дмитрий Крымов (за поиск новых средств театральной выразительности, спектакли в Театре "Школа драматического искусства"); "Лучшая мужская роль" - Игорь Ясулович (работы в спектаклях МТЮЗа "Черный монах" и "Нелепая поэмка"); "Лучшая женская роль" - Роза Хайруллина (работы последних лет в театрах страны); "Лучший сценограф" - Эдуард Кочергин (Санкт-Петербург); "За вклад в развитие мирового театрального искусства" - Ингмар Бергман (Швеция), Владас Багдонас (актер литовского Театра "Мено Фортас"); "За вклад в развитие российского театра" - Юлия Борисова, Юрий Яковлев.


На сцене, накрытой гигантским зонтиком, все и происходило. Выходили счастливые лауреаты, а не менее счастливые деятели театра, назначенные вручать премии, выполняли свои приятные обязанности. Были тут и свои внутренние сюжеты. Так, премию Дмитрию Крымову сыну великого режиссера Анатолия Эфроса, вручила главная и любимая эфросовская актриса Ольга Яковлева. А замечательного художника Эдуарда Кочергина награждал Марк Захаров, и в его слове в адрес сценографов, мощно организующих не только пространство, но и смысл спектакля, прозвучала горькая нота скорби по своему художнику, безвременно ушедшему Олегу Шейнцису. Зал почтил вставанием память двух колоссов отечественной сценографии - Давида Боровского и Олега Шейнциса.


Людмила Максакова с чувством поздравила педагогов Вениамина Фильштинского и Александра Галко. А спустя несколько минут на сцену вышла ее дочь, певица Мария Максакова со знаменитой арией из "Порги и Бесс" Сергей Бархин вручал премию родной Генриетте Яновской (родной -потому что свои спектакли в МТЮЗе режиссер делает именно с этим художником). А режиссер Адольф Шапиро поздравлял не менее родную актрису Розу Хайруллину которая сыграла в его спектакле "Мамаша Кураж" одну из ярчайших своих ролей.


И вообще, все, что касалось речей лауреатов, а также тех, кто вручал им награды, шло на высоком уровне. Были моменты по-настоящему пронзительные. Генриетта Яновская, например, сказала своим сидящим в зале молодым актерам: "Я благодарю вас, мои дорогие. Я счастлива, что работаю с вами" Юлия Борисова, в свою очередь, была растрогана не на шутку. Удивительно, но прославленной актрисе, имеющей сотни хвалебных о себе рецензий, эта премия, данная коллегами по цеху, оказалась дороже цветов и аплодисментов. Не менее тронут, впрочем, был и ее прославленный "брат"-вахтанговец Юрий Яковлев. Однако не преминул пошутить: "Ну, во-первых, с праздником!" Что правда, то правда - премия Станиславского, хоть и имеет денежный эквивалент, дорога не столько им, сколько своим высокопрофессиональным калибром. Здесь, как говорится, без дураков, с подлинным знаком качества.


И был бы этот праздник совсем замечательным, если бы не сценарий церемонии. Ведущим Наталье Вдовиной и Анатолию Белому, отличным, к слову сказать, артистам, решительно нечего было делать, как только озвучивать туманные, глубокомысленные тексты, поражающие своей графоманской сущностью. И темп был взят соответствующий, более подходящий спиритическому сеансу. И зонтик зачем-то нависал над головами, хотя не последовало ни дождя, ни солнца. И даже отличный ансамбль солистов "Эрмитаж" и замечательный гобоист Алексей Уткин, сопровождавшие церемонию сочинениями Баха, выбрали из творчества Иоганна Себастьяна все больше скорбно-задумчивые опусы, в то время как у композитора имеется немало и веселых, более приличествующих поводу. В общем, как поется в глубоко народной песне, есть много замечательных творческих личностей, а все, что кроме, с помощью зонта не уладить. То и дело не выдерживали и сами лауреаты, и те, кто их награждал. Александр Лазарев-старший, вручавший премии Борисовой и Яковлеву, так прямо и сказал: "Уж такая академическая церемония. Давайте сделаем ее веселой" "Виновников" то есть режиссера и автора текстов, от журналистов скрыли, так что остается лишь бросить призыв в бездну: "Господа! Давайте научимся делать церемонии, достойные самого мероприятия!Тем более что премии Станиславского в прошлые годы везло - вручение происходило весело, изобретательно, и сам К.С. будто бы на них присутствовал, притом живым и провокативным человеком театра, а не монументальным дядей с пыльной страницы учебника.


Великого шведа Ингмара Бергмана заполучить в Москву было почти нереально. Он и не приехал. Зато вышла на сцену его любимая актриса Пернилла Оллвин (вспомните бергмановский шедевр "Фанни и Александр") и приняла в руки награду Мастера.


***


P.S. Накануне церемонии вручения премии Станиславского в библиотеке того же отеля прошел театральный салон, посвященный одновременно и Ибсену, и Станиславскому, а точнее, связи творчества знаменитого норвежца с русским театром, драматургией и литературными традициями.


Место проведения салона: просторный зал, притушенный свет, мягкие кресла и ковры, в которых утопают женские каблучки и лакированные мужские туфли, игристое вино, фрукты... Одним словом, обстановка соответствующая - здесь речи льются свободнее, и говорить хочется исключительно о высоком. Тем более повод есть - заканчивается 2006 год, объявленный Годом Ибсена. На протяжении всего этого времени в Норвегии и за ее пределами проводились различные мероприятия, призванные показать важное значение ибсеновского наследия и предоставить возможность новых интерпретаций его произведений. А вот московские театры обращаются сегодня к пьесам норвежского драматурга не слишком часто. Почему? На этот вопрос попытались ответить участники салона. Например, лауреат премии Станиславского Марина Давыдова высказала очень любопытное мнение. С ее точки зрения, основная идея Ибсена - это тайный голос, который повелевает героям состояться в этом мире как личность. Причем ставит перед ними невыносимую дилемму: реализовать себя или преступить нравственный закон. "Эту мысль Ибсен думал всю жизнь, - сказала она. - Но думал ее по-разному и однажды понял, что преступить закон невозможно. Наверное, поэтому в его поздних произведениях столько самоубийств". Пафос героя-одиночки, борющегося против пошлости окружающего мира, характерен для романтической структуры спектакля и эстетически далек от русского театра, особенно от чеховских центробежных традиций.


Известный театровед Алексей Бартошевич, напротив, недоумевает по поводу такой непопулярности пьес Ибсена у современных режиссеров. "Вообще, на этот вопрос трудно ответить, потому что наша театральная жизнь, как и вообще жизнь, состоит из неожиданностей, но я думаю, что молодые актеры Сергея Женовача могли бы поставить какую-нибудь из классических драм Ибсена. Я не думаю, что это "Пер Гюнт", но, во всяком случае, из его социально-психологических драм наверняка могли бы -"Гедду Габлер" или "Кукольный дом" Что касается моего любимого "Пера Гюнта" до которого никак не доберется наша режиссура, я думаю, что скорее всего какой-то молодой режиссер, какая-нибудь молодая труппа могли бы эту острую и очень современную пьесу взять. Но кто? Когда? Бог его знает. Это очень трудный материал, а наши театры, включая и молодые, предпочитают что-нибудь такое, что не требовало бы особенных внутренних усилий.


Дискуссии иногда прерывались музыкой из оперы Эдварда Грига по пьесе Ибсена "Пер Гюнт" и стихами драматурга, прочитанными актрисой Анастасией Скорик. Закончился вечер весьма лирически - знакомой всем еще с музыкальной школы "Песней Сольвейг" в исполнении солистки Театра "Геликон-опера" Алисы Гицба.