"ПЕКТОРАЛЬ" ИМЕНИ ЧЕХОВА
Одна знаменитая критикесса сказала, мол, мы по привычке говорим, что Антон Павлович Чехов - великий драматург, а много ли видели хороших спектаклей по его пьесам?.. Много или не много - но видели. Последнее тому подтверждение - вручение премии "Киевская пектораль", традиционно состоявшееся в Международный День театра.
Духовой оркестр перед Театром имени Франко празднично выдувает "Бесса ме мучо", богема не слишком активно (может потому, что церемонию назначили днем, а не вечером), но все-таки подтягивается к центральному входу, в фойе - оживленное поздравляние друг друга с профессиональным праздником. А при взгляде на сцену возникает ощущение легкого "дежа вю" - как будто никто никуда и не уходили с прошлого года. Те же две громадные маски, на фоне которых ведущие - Ольга Сумская и Алексей Богданович, тот же экран, та же гигантская пектораль нависла над сценой, а вокруг нее сияют почему-то рождественские звезды... После привычных поздравлений, грамот, званий и (ура!) нескольких подаренных квартир, перешли, наконец, к главной части "марлезонского балета" - к тому, ради чего, собственно, и собрались...
Основная конкуренция развернулась между двумя... "Дядями Ванями" - Театра на Подоле и Молодого театра. Ну разве не прелесть: к примеру, в номинации "Лучшая мужская роль" были представлены два Дяди Вани (Владимир Кузнецов и Алексей Вертинский) и один Астров (Сергей Бойко) из того же спектакля Театра на Подоле. Астров и получил заветную награду. Кроме того, на Подол ушли "Пекторали" за лучший спектакль (этому на редкость ажурному произведению искусства вручили также спецприз от Российского посольства в Украине), за режиссуру (Виталий Малахов) и за актерский дебют (Елена Свирская - в роли Сони). Соня же из Молодого театра - Римма Зюбина - получила приз за лучшую женскую роль второго плана, а художник Андрей Александрович - за сценографию в Молодом. Впрочем... логично было бы сказать: "Господа хорошие, на самом деле ничего более выдающегося, чем сценография в Театре на Подоле, в Киеве не было за последние много лет, но поскольку эти резные деревянные окна созданы гениальным Даниилом Лидером 20 лет назад для того же "Дяди Вани" в Театре Франко, а сейчас просто "перекомпонованы" художником Антоном Лобановым, мы эту сценографию просто не рассматривали". Но об этом почему-то никто не сказал... Как никто и не объяснил, почему вообще не рассматривался спектакль Анатолия Хостикоева "Синьор из высшего общества", хотя там, по мнению многих, вырисовывались две практически бесконкурентные "Пекторали" - за женскую и мужскую роли второго плана - Наталия Сумская и Богдан Бенюк. Награда за мужскую роль второго плана "ушла" к замечательному Льву Сомову (Театр драмы и комедии на Левом берегу). Из самого приятного - премию за лучшую женскую роль получила Олеся Власова, сыгравшая молодую Гелену в спектакле Игоря Афанасьева "Варшавская мелодия-2".
Худрук "франковцев" Богдан Ступка, накануне получивший премию "Телетриумф" как лучший артист, в зале даже не появился. Возможно (как предположили знатоки), потому что его любимое детище, спектакль "Царь Эдип" в постановке Роберта Стуруа, проходило всего по двум номинациям - сценография и музыка. "Пектораль" за музыку (более чем заслуженно!) получил изумительный композитор Гия Канчели.
Ну и еще. Награда, вручаемая действительно без всякой конкурентной борьбы - "Пектораль" за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. Ею отмечены 90-летний патриарх Театра Леси Украинки Евгений Балиев, удивительный Шарль Фоерберг из Городского театра кукол и франковская примадонна Юлия Ткаченко. Все-таки поразительная женщина... Легкая походка, сияющие глаза - Юлия Семеновна затмила всех юных красоток в вечерних платьях с глубокими декольте... Слава Богу - нам есть на кого равняться.