Главная >> 5 >> 20

Алдар-косе, Ходжа Насреддин и все, все, все...

На юге России весна уже хозяйка. С первым пробуждением земли приходит и сюда, на Нижнюю Волгу, вечный праздник обновления - Наурыз. Разбиваются белые юрты, зажигается огонь под большим казаном, ставятся алты-баканы, приветствуется приход новой весны.


"Но, конечно, так было не всегда, - вспоминает Шайхи Сейталиев, в начале 1990-х годов - глава администрации Володарского района Астраханской области. - Только с 1991 года мы начали торжественно отмечать Наурыз. А в 80-е годы многие наши местные казахи даже слова такого не знали. Сколько сил нам понадобилось, чтобы возродить этот праздник".


Чтобы интересно рассказать людям о Наурызе, казахских традициях, в 1992 году даже направили своего представителя А. Мурзабаева в Актау. Привезенные им разработки и легли в основу сценария праздника. Так появился Алдар-косе, свои первые исполнители казахских песен, танцев.


Изучив имеющиеся материалы, культработники Володарского района (здесь казахское население составляет 56 процентов) засучив рукава взялись за подготовку.


В другом районе области - Ахтубинском - не сразу решились провести праздник. Казахов здесь проживает более 10 000. Вначале создали культурный центр, а на его основе - фольклорный ансамбль (он теперь знаменит на всю область). "Гульшат" (так назвали ансамбль) стал главным пропагандистом казахской культуры.


Немногим позже у ахтубинцев появился и молодежный эстрадный ансамбль. А само общество к этому времени смогло приобрести национальные костюмы, аппаратуру, домбры, и сразу организовали кружок игры на национальных инструментах. И только когда появились свои исполнители, свои танцоры - родился праздник.


В Ахтубинском районе до сих пор вспоминают весну 1995 года. К 26 марта - наиболее удобный день для всего района - готовились очень тщательно. Оформили клубную сцену, позаботились о национальном угощении...


Гостей было много, стояли даже в проходах. Организаторы считают главной причиной такого интереса то, что готовились все вместе. Ведь когда на сцене твои же односельчане поют и танцуют, это ни с чем не сравнимое удовольствие. А затем, по казахским обычаям, был совершен свадебный обряд: поженили Имангали и Асию Кенжигалиевых. В их честь звучали казахские песни о любви.


С тех пор стало традицией в дни Наурыза торжественно регистрировать рождение детей, нарекать именем или проводить тусау кесер (развязывание пут). Впоследствии и в Красноярском районе Астраханской области в селах Кривой Бузан, Байбек в праздничные дни Наурыза прошли национальные свадебные церемонии. А в Камызякском районе традиционным стал конкурс "Коркем кыз" среди девочек 7-10-х классов на знание родного языка, пословиц, поговорок. "Мы намеренно наполняем празднование Наурыза народными обычаями: чтобы наши дети росли в национальной атмосфере, чтобы привыкали к звучанию родной речи, чтобы чувствовали ее и понимали старших", - говорят сегодня аксакалы Астраханского общества казахского языка и культуры.


...В Приволжском районе Астраханской области первый праздник Наурыз прошел в селе Бирюковка. Туда со всей округи съехались тогда и туркмены, и ногайцы, и татары, и узбеки. И каждый привез свою самодеятельность. Концерт получился разноязыкий. Но все с удовольствием встретили Ходжу Насреддина с его поздравлениями, обрадовал шашу - обычай осыпать виновников торжества конфетами, деньгами. Вот так возвращался Наурыз в жизнь сегодняшних астраханцев.


В Астрахани впервые праздник отметили в 1998 году как общетюркский. Ведь в городе проживают и татары, и калмыки, и ногайцы. В парке "Аркадия" в день весеннего равноденствия теперь всегда царствует Наурыз. Ставятся юрты, готовятся национальные блюда, которыми вас тут же и угощают, звучат кюи Курмангазы, танцуют дети в национальных костюмах. И приходят в парк все астраханцы: и русские, и украинцы, и немцы. Потому что праздник Весны - он не знает национальных различий.


г. Астрахань