Главная >> 5 >> 20

Праздник как инструмент...

Торт со свечками в день рождения, елка и тазик с салатом оливье в Новый год, закрашенные фасады, странное лазерное шоу и подвыпившие горожане в трехсотлетие Петербурга - все это неизменные атрибуты того или иного праздника. В Государственном Эрмитаже открылась уникальная выставка, целиком и полностью посвященная искусству праздновать: "Праздник: любимая игрушка государей. Празднества и торжества в западноевропейской гравюре XVI-XVIII веков". Среди работ гравюры Жака Калло, Жана Лепотра Теодора Ван Тюльдена и других прославленных мастеров. Основная идея - показать праздничную церемонию как политический инструмент воздействия на массовое сознание, которым так умело пользовалась власть во все времена.


Праздник становился произведением искусства, имевшим короткую, но яркую жизнь. В его создании принимали участие поэты, драматурги, архитекторы, музыканты, танцоры, циркачи. Не отставали и менее возвышенные труженики: пиротехники, кондитеры, портные, инженеры и другие. Заниматься этим не гнушались и великие мастера: сам Питер Пауль Рубенс в 1635 году собственноручно нарисовал эскизы праздничных декораций, украсивших город Антверпен по случаю въезда в город испанского принца Фердинанда. Как правило, создавался сценарий, под который закладывался бюджет церемонии, а чтобы сохранить память о торжестве, устроители заранее заботились о ее литературном и живописном описании. Можно сказать, что старались они не зря, и выставка служит подтверждением этому. Представленные на экспозиции гравюры через все века пронесли отблеск былого великолепия.


Немного жаль, что выставка открылась только сейчас. Устроителям празднований питерского трехсотлетия совершенно точно было бы чему поучиться. Судя по всему, главное, чем отличались старинные праздничные церемонии, это умелым вовлечением в процесс народных масс.Как выяснилось, мало лишь любить праздновать, неплохо бы еще и делать это с умом.