Главная >> 5 >> 20

Праздник судоходства

Каждую весну на Неве после ледохода открывается навигация. Грузовые суда, следующие вверх и вниз по течению реки, ждут ночных часов, для того чтобы пройти через Петербург под разведенными мостами. Открытие навигации является важным событием для северной столицы, но проходит буднично, по-деловому. Широкую же публику больше интересует разводка мостов - явление зрелищное, на которое специально собираются люди...


Иначе было раньше, в царское время. Существовал специальный "Церемониал при вскрытии реки Невы от льда и открытии по оной судоходства". Он периодически обновлялся. Так, например, 10 марта 1869 года император Александр II утвердил новый церемониал взамен предыдущего, существовавшего с 1832 года. Документ был объявлен через два дня приказом генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича.


Каков же был новый церемониал?


В адмиралтейском павильоне, находившемся напротив Зимнего дворца, приспускался флаг до половины флагштока. По этому условному сигналу управляющий Санкт-Петербургской речной полицией выезжал от домика Петра Великого на катере (гребном судне), вооруженном фальконетами (небольшими чугунными орудиями), и следовал к Петропавловской крепости. Управляющего сопровождали "партикулярные гребные суда", хозяева которых пожелали участвовать в церемонии.


Одновременно от Адмиралтейства к крепости выезжал главный командир Санкт-Петербургского порта (в случае его отсутствия или болезни - капитан над портом) на катере, также вооруженном фальконетами. За этим катером следовали императорский катер, катера генерал-адмирала и управляющего Морским министерством.


Поравнявшись с серединой Петропавловской крепости, катера главного командира и управляющего речной полицией салютовали семью залпами. В ответ главный командир получал семь залпов, а управляющий речной полицией - пять. После салютов от крепости уже на своем катере выезжал комендант Санкт-Петербургской крепости.


Главный командир порта после встречи коменданта уведомлял его о свободном сообщении по левую сторону реки, а управляющий речной полицией - о свободной от льда воде на правой стороне реки.


После этого все гребные суда кильватерной колонной направлялись к дворцовой пристани. Вслед за ними на расстоянии 20 - 30 саженей (35 - 55 м) шли "партикулярные гребные суда".


Приближаясь к Зимнему дворцу, комендант Петропавловской крепости салютовал ему семью выстрелами. Команды всех катеров, приставая к берегу у дворцовой пристани, троекратно кричали "ура". После этого комендант крепости в сопровождении главного командира порта и управляющего речной полицией входил во дворец, где рапортовал императору о состоянии частей, состоявших в его управлении. А командир порта и управляющий речной полицией докладывали об открытии сообщения по обеим сторонам реки.


И это было еще не все. Затем главный командир порта рапортовал об открытии судоходства по Неве генерал-адмиралу и управляющему Морским министерством. О том же докладывал Санкт-Петербургскому обер-полицмейстеру и управляющий речной полицией.


Только после всех этих церемоний судоходство по Неве "делалось свободным"...


Не задуматься ли нам сегодня, в XXI веке, о возрождении старой традиции? Для участия в церемонии, сценарий которой, разумеется, следует осовременить, можно использовать различные суда и катера, в том числе и исторический фрегат "Штандарт". Наверное, жители города на Неве и его гости с удовольствием станут зрителями и участниками такого праздника...


Валентин СМИРНОВ, капитан 1-го ранга, кандидат исторических наук