Поэт в России больше чем поэт
Сто десять лет назад началась литературная деятельность Валерия Брюсова (1873 - 1924). Свой поэтический дебют - три сборника "Русские символисты" (1894 - 1895) Брюсов рассматривал как "сознательный подбор" образцов западной поэзии (стихи в духе Верлена и Малларме). В последних книгах, Chefs d'Oeuvre ("Шедевры" , 1895) и Me euro esse ("Это - я" , 1897), уже намечаются мотивы зрелой поэзии Брюсова -урбанизм, интерес к науке и истории. Книга Tertia Vigilia ("Третья стража" , 1900) ознаменовала начало творческой зрелости поэта. В ней, как и в книге Urbi et Orbi ("Городу и миру" , 1903), отчетливо обнаруживаются характерные черты его поэзии - скульптурная выпуклость и завершенность образов, четкость композиции, волевая интонация, ораторский пафос. Поэт предвидел неизбежность революции, воспевал ее движущую силу - пролетариат (поэма "Замкнутые" , стихотворения "Ночь" , "Каменщик"). С начала двадцатого века Брюсов стал лидером символизма, руководил издательством "Скорпион" , редактировал журнал "Весы". Высокий взлет романтической лирики, великолепные историко-мифологические циклы сочетались в стихах Брюсова с образцами революционной поэзии. Задачей революции поэт считал беспощадное уничтожение старого, отжившего ("Грядущие гунны" , 1905, "Лик
Медузы" , октябрь 1905) и с этих максималистских позиций критиковал большевиков (в стихотворении "Близким" , 1905). Ленин, процитировав строку Брюсова: "Ломать я буду с вами, строить - нет!" , назвал его "поэтом-анархистом". Брюсов утверждал, что субъективно честный художник может быть независимым от буржуазного общества.
Октябрьскую революцию поэт принял безоговорочно. В 1920-м он вступил в ряды Коммунистической партии. Работал в Наркомпросе, в Госиздате, заведовал Книжной палатой, читал лекции в Московском университете и в организованном им в 1921 году Высшем литературно-художественном институте.
Поэт и прозаик, драматург и переводчик, критик и теоретик стиха, историк и литературовед, Брюсов сыграл важную роль в развитии русской поэзии. Вместе с Александром Блоком он подготовил почву для поэтической деятельности многих советских поэтов.
Аким БИЛИНГВОВ, Москва
***
И в Летний сад гулять водил...
В нынешнем году исполнилось триста лет Летнему саду. К юбилею первого на Руси регулярного парка подготовлен проект его реконструкции. Сейчас сад передан Русскому музею как памятник садово-паркового искусства федерального значения. "За основу концепции воссоздания сада определен период наивысшего расцвета архитектурно-ландшафтной композиции Летнего сада - 1770 -1780-е годы, - рассказывает директор Русского музея Владимир Гусев. - Именно в это время существовали все элементы садовой архитектуры, и композиция сада была наиболее гармонична". Основной концепцией является максимальное сохранение сложившегося облика с воссозданием "затей и забав" , характерных для его наивысшего расцвета. Сегодня состояние сада далеко от идеального. Большинство деревьев больны и требуют незамедлительного лечения. Требуются реконструкция инженерных сетей и прокладка новых коммуникаций, ремонт трансформаторной подстанции. Только решив эти проблемы, можно будет думать о том, какие боскеты, фонтаны и домики хорошо бы воссоздать.
В Летнем саду намечено воссоздать пять фонтанов, павильон "Птичный двор" , каскад "Амфитеатр".
Восстановительные работы в Летнем саду Санкт-Петербурга предполагается начать летом 2005 года. Кстати, полностью закрывать Летний сад на время реставрации не будут, работы должны проводиться поэтапно и не мешать вдохновенным прогулкам горожан.
Орест АНКИН, Санкт-Петербург
***
Боже, Царя храни
Среди официальных символов государства торжественная песнь - гимн занимает особое место. Однако зазвучал он на российских просторах лишь в декабре 1833 года. Его исполнили одновременно в Большом театре в Москве и в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге на праздновании 21-й годовщины победы в войне 1812 года.
А до тех пор Россия не имела официально утвержденного гимна. Вплоть до конца XVII века во время государственных церемоний и церковных праздников хор "государевых певчих дьяков" исполнял православные церковные песнопения. При Петре Великом в торжественных случаях стали исполняться светские музыкальные произведения, такие как "Виват, Россия, именем преславна" , "Радуйся, Российский Орле двоеглавый". По случаю коронования каждого императора и военных побед было принято слагать так называемые "виватные канты" , в которых прославлялись русские цари и победы русского оружия. Часто пелся известный по всей Европе псалом "Тебя, Бога, хвалим" и "Преображенский марш Петра Великого" , созданный в 1720 году неизвестным автором. В декабре 1790 года по случаю блистательной победы под Измаилом был написан гимн-полонез "Гром победы, раздавайся" (музыка Козловского, стихи Державина). Он сразу стал очень популярен, однако никогда не был утвержден в качестве официального гимна.
Первым официальным государственным гимном России стала так называемая "Молитва русских" , которую император Александр I утвердил в 1816 году. Слова ее написал поэт Василий Жуковский на мелодию английского гимна "Боже, храни короля" , которым в то время пользовалась вся Европа.
Слова второго официального гимна России - "Боже, Царя храни" - были написаны также Жуковским на музыку Львова. Этот гимн просуществовал вплоть до отречения последнего российского императора.
Марина ПОПОВА