Главная >> 5 >> 20

Отдых

Новогодний триптих


КОНЦЕРТЫ. Настоящий праздник в канун нового года устраивает для любителей музыки Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. Три зала - три представления. На совершенно разные музыкальные вкусы.


В консерватории стало доброй традицией устраивать 31 декабря праздничные вечера. В этом году там одновременно пройдет три концерта. Музыкальные виртуозы альтист и дирижер Юрий Башмет, гитарист Евгений Финкельштейн и скрипачка Татьяна Гринденко представят собственные программы. Новый год с любителями музыки будут встречать Олег Меньшиков, Игорь Бутман, Виктор Третьяков и другие почетные гости.


В Большом зале новогодний дивертисмент разыграет Юрий Башмет. В праздничной программе, составленной музыкантом, примут участие камерный оркестр "Солисты Москвы" и Государственный симфонический оркестр "Новая Россия". На концерте прозвучат произведения Моцарта, Генделя, Брамса, Шостаковича, Щедрина. Сюрпризом вечера станет исполнение произведений Пола Маккартни, ставших классикой XX века.


Выдающаяся скрипачка Татьяна Гринденко придумала для встречи Нового года собственную программу, которой дала поэтическое название "Сон в зимнюю ночь". Ее гостями в Рахманиновском зале станут лидеры групп "Аукцыон", "Мадригал" и Opus-Posth Леонид Федоров, Юрий Вустин и Никита Кочергин. Татьяну Гринденко интересует необычное смешение музыкальных стилей. Поэтому неудивительно, что композиции эпохи барокко прозвучат в этот вечер в новом, оригинальном исполнении.


Атмосферу сказочной зимней ночи собирается создать в Малом зале один из лучших российских гитаристов Евгений Финкелыптейн. В программе "Вечера гитарной музыки" прозвучат произведения разных веков: от эпохи Возрождения до XX столетия. Можно предположить, что всем, кто рискнет оторваться от традиционного домашнего застолья, гарантирован необычный вечер.***


Пугают, а не страшно


КИНО. В российский прокат выходит фильм "Рагин" по мотивам рассказа Антона Чехова "Палата N6". Авторы проекта - актер Алексей Гуськов, исполнивший главную роль и выступивший в роли продюсера, и плодовитый театральный режиссер Кирилл Серебренников, решивший попробовать свои силы в большом кино.


В "Палате N б" Чехов изобразил сумасшедший дом как символ всех болевых точек России. Создатели фильма изменили не только название, но и саму суть рассказа. Врач уездной больницы Рагин стал главным объектом размышлений. Единственный интеллигент в глухом провинциальном городишке - кто он: неслучившийся гений или ничтожество, прикрывающее отсутствие собственных мыслей чтением умных книжек и болтовней с душевнобольными? Именно этот вопрос, по словам создателей фильма, являлся для них основным. Ответа на него они так и не дали. А дали карикатурный образ России, изобразив микромир, в котором скрестились одни пороки, проблемы и горести. Получилась Россия неправдоподобно пугающая: тупые обыватели, накрепко вросшие в землю пудовыми ногами (местные "короли жизни"), и слабаки, бежавшие от борьбы в спасительное безумие. Она перенаселена людьми и предметами, переполнена кудахтающими курами, тюками с прелым бельем, истеричными криками, голыми мясистыми телами и словами, которые ничего не меняют. Мир стиснут ими со всех сторон, как будто запечатан в коробку театрального зала. Даже природа не дает отдохновения: она так же сдавлена, только не низкими потолками изб, а хмурым небом. Вылепить собирательный образ русского интеллигента у Алексея Гуськова не получилось: его актерская натура всячески сопротивляется изображению духовных мытарств и поиску "вечных" ответов.


"Рагин" начинается с детального рассматривания камерой аппетитных пирожных, которые символизируют мечты героя о Вене как о другой жизни. Этим же он и заканчивается. Видимо, это и есть, по мысли создателей фильма, главный символ жизни.


***


Перуанская страсть


ГАСТРОЛИ. 23 декабря в Москве пройдет концерт одной из ярких звезд мировой оперной сцены перуанского певца Хуана Диего Флореса. Самый многообещающий тенор поколения, обладатель редкого по красоте тембра и безупречного по технике голоса впервые выступит в нашей стране совместно с Национальным филармоническим оркестром России.


Хуан Диего Флорес с детства мечтал стать певцом. Но ему в голову не приходила мысль об оперной сцене, пределом мечтаний одаренного перуанского мальчишки была эстрада. Мечта привела семнадцатилетнего Флореса в Национальную консерваторию Перу. И маститые педагоги вскоре обнаружили, что начинающий певец обладает настоящим оперным голосом. В двадцать лет Флорес получил стипендию филадельфийского Института Кертиса и переехал в Соединенные Штаты. Там он в течение трех лет продолжал совершенствовать вокальное мастерство. И одновременно с этим брал частные уроки у прославленных оперных певцов Мерелин Хорн и Эрнесто Паласио. В 1996 году Хуан Диего Флорес ворвался в мир большой музыки. Перуанскому тенору понадобилось всего несколько лет, чтобы стать "принцем оперы": именно такой неофициальный титул носит латиноамериканский певец. Сегодня его концерты проходят с успехом по всему миру.


Репертуар певца обширен: от строгого классического Глюка до безудержного, страстного Пуччини. Но излюбленными его произведениями являются арии из опер трех великих итальянцев - Россини, Беллини, Доницетти, в которых стиль бельканто, что в переводе с итальянского означает красивое пение, достиг наивысшего развития. Тенору удаются как популярные, растиражированные вещи, так и нечасто исполняемые произведения. Исходя из принципа гармоничного совмещения хитов и "редкостей", он выбирает композиции для своих альбомов. Последний альбом Хуан Диего Флорес записал совместно с Миланским симфоническим оркестром им. Верди.


Концерт латинского певца пройдет в Светлановском зале Московского международного дома музыки. В программе -арии из опер Россини "Семирамида", "Золушка" и "Севильский цирюльник", "Капулети и Монтекки" Беллини и "Любовный напиток" и "Дочь полка" Доницетти - именно тот репертуар, благодаря которому он завоевал всемирную известность.


Проект продолжает серию выступлений НФОР с выдающимися мировыми исполнителями. Российскому слушателю предоставляется возможность вживую услышать звезд оперной сцены.


***


Тридцать тонн музыки


ПРЕМЬЕРА. 21 декабря в Московском международном доме музыки произойдет необыкновенное событие - инаугурация самого большого музыкального инструмента в России, тридцатитонного органа.


Уникальный инструмент впервые был представлен публике 8 декабря: мастера-изготовители публично продемонстрировали его редкостные возможности. После коротких вступительных речей на новом органе зазвучала музыка. Сама приемка органа стала событием культурной жизни Москвы. Теперь поклонники музыки ожидают "первого плавания".


Рождение музыкального инструмента - это таинство и радость. Тем более когда речь идет об экземпляре, не имеющем аналогов в России - как по техническим параметрам, так и по своим внешним достоинствам. Величественный фасад органа стал архитектурной доминантой Большого зала Дома музыки. Инструмент был создан мастерами авторитетных немецких фирм "Клайс" и "Глаттер-Гетц": в течение почти шести месяцев специалисты монтировали и настраивали шесть тысяч труб.


В канун католического Рождества создатели передадут ключи от инструмента президенту Дома музыки Владимиру Спивакову. На торжественной церемонии инаугурации органа будут присутствовать мэр Москвы Юрий Лужков, министр культуры России Александр Соколов, посол Германии в России Ханс Фридрих фон Плетц, другие официальные лица и почетные гости.


Пришедшие на торжественную церемонию смогут оценить не только внешние достоинства четырнадцатиметрового "красавца", но и его недюжинные звуковые возможности. Их продемонстрируют британец Томас Троттер, немец Клеменс Шнорр и россиянин Владимир Долинский.