У Казахстана появился первый танкер. Построили его в России - на судостроительном заводе в Выборге. Танкер, получивший название "Астана" , рассчитан на 12 тысяч тонн. Как объяснил глава национальной компании "Казмортрансфлот" Узакбай Карабалин, приехавший в Выборг на церемонию официальной передачи судна Казахстану, "мы хотели, чтобы будущий танкерный флот, флагманом которого станет "Астана" , строился столь же динамично, как столица республики".
Ближайшие несколько месяцев, однако, судно проведет на Балтике - предстоят ходовые испытания. Выборчане шутят: "Танкеру еще нужно поплавать вдоль берега и набраться опыта". Только весной "Астана" переберется к месту постоянной "прописки" - на Каспийское море, в порт Актау. А его место в сборочном цехе верфи вскоре займет двойник "Астаны" - танкер "Алма-Ата". Через несколько дней в Выборге пройдет закладка третьего казахстанского танкера - "Актау".
Собирать "Алма-Ату" , так же как и "Астану" , будут по частям. Длина судов этой серии - 149 метров, и они не помещаются целиком ни в одном производственном помещении завода. Поэтому танкеры по частям - нос отдельно, корма отдельно - вывозят на улицу и только затем сваривают обе половины судна. Директор предприятия Сергей Завьялов объясняет: "На качество "готового изделия" подобный метод сборки не влияет - завод обладает уникальными технологиями".
Два капитана
Капитана первого казахстанского танкера зовут Сергей Гусев. Он россиянин. Начинал плавать на Каспийском море матросом. Последние 10 лет служил в греческих компаниях. Водил танкеры по всему миру. В ноябре 2004 года был утвержден капитаном "Астаны". Приняв это назначение, потерял в деньгах, но не жалеет - хотел, по его словам, работать на современном корабле. Большинство командного состава "Астаны" - также россияне. Однако по договоренности с "Казмортрансфлотом" часть вакантных мест на танкере (в основном матросов) займут выпускники учебных заведений Актау. Ближе к лету на "Астане" пройдут практику казахстанские курсанты из Макаровского морского училища Санкт-Петербурга. "Судовождение на Каспии, конечно, не такое интенсивное, как, скажем, на Босфоре, - улыбается Гусев. -
Но даже в таких "щадящих" условиях нужно не меньше 10 лет, чтобы курсанты доросли до капитанов".
Генерального директора Выборгского судостроительного завода Сергея Завьялова рабочие за глаза иногда тоже уважительно называют капитаном. По инициативе Завьялова предприятие приняло участие в тендере на строительство нефтеналивных судов, объявленном казахстанским правительством. И выиграло его. В итоге "Астана" стала первым танкером, построенным в Выборге за последние 20 лет. "Казахстан разместил в Выборге заказ на строительство трех танкеров (средняя стоимость каждого - 15 миллионов долларов). По некоторым проектам мы заключили с республикой договора до 2012 года" , - рассказывает Завьялов. Он называет казахстанский заказ "счастливым" - вскоре после его получения завод подписал еще один контракт на строительство танкера с российским судовладельцем.
Кочевники выходят в море
"Спуск первого танкера - большой праздник. Бывшие кочевники все увереннее выходят в открытое море" , - шутят между собой казахстанские чиновники. В этом они рассчитывают на помощь России. Символичная случайность - во время церемонии подъема на "Астане" казахстанского флага вдруг выяснилось: на корме танкера по-прежнему висит флаг российский. Представители Казахстана отнеслись к "деликатной ситуации" абсолютно спокойно - во всяком случае, российский триколор никто снимать не стал.
Министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Владимир Школьник категорически возражает, когда говорят: появление на Каспии казахстанских танкеров означает конкуренцию с Россией. "У нас подписан с Москвой единый топливно-энергетический баланс, - говорит он. - Наши государства создают взаимовыгодные условия для транспортировки российской и казахстанской нефти на мировые рынки". В таком объединении усилий, по мнению Школьника, заключается "многовекторность развития национальной нефтяной промышленности". Согласно утвержденной правительством Казахстана программе создания морского торгового флота, к 2006 году будет построено 6 танкеров и несколько сухогрузов. Плюс - 25 вспомогательных судов для обслуживания морских перевозок. Многие из этих заказов будут размещены на российских предприятиях. "Разумеется, на условиях тендера" , - добавляет Школьник.