Главная >> 5 >> 20

ЧЕЛОВЕК ЗА КАДРОМ

Когда нам объясняют, что архитектура - застывшая музыка, мы с этим радостно соглашаемся; уж больно красиво звучит. Хотя слушая глазами эту самую музыку, лишь изредка задумываемся о ее авторе, разве что в классике, в альбоме или учебнике. Да и впрямь: стоит красивый дом или памятник, глаз радует - чего еще надобно? И выходит, что архитектор чаще всего застывший в небытии реальный, конкретный человек. Кем он был, каким он был - все за кадром, за фасадом.


Художнику Александру Федоровичу Темникову было только 55, когда 15-го января 2004-го он навсегда застыл в творческом полете. Коли полностью титуловать - то главному художнику и заместителю главного архитектора Самары; так ведь все равно, 56-й год жизни еще не излет для настоящего Мастера.


По долгу службы ему приходилось заниматься многим. Даже тем, что, кажется, далеко отстоит от понятия "творчество". Размещением общественных туалетов и культурно-оздоровительных комплексов. Систематизацией самарской рекламы. Проблемами визуальных коммуникаций. Последнее - многолетняя работа, когда крохотные таблички с названиями самарских улиц и нумерацией домов поменяли на крупные, издали приметные настенные изображения. Не везде, правда, успел Александр Федорович. Вот и существуют по сей день многие из горожан по-старинке, в загаженных донельзя дворах с непонятной уличной привязкой и совершенно без оздоровительных комплексов.


Основной заботой главного художника были рекомендация и применение в городе благоустроительных работ. Это проекты парков, скверов, ограждений, размещение в микрорайонах малых архитектурных форм. Задумок, эскизов и проектов на сей счет сотворено немало: "Городские светильники", "Городская мебель", "Благоустроенный двор" - словом, полностью новый самарский городской дизайн. Нынче, помимо разве благоустроенной изначальными стараниями Темникова ул.Ленинградской, что-либо из перечисленного в действительности воплощенным сыскать хлопотно. Теперешним муниципальным властям не до художественно-архитектурных изысков; они все больше по бизнес-планам работают. Реклама для них сделалась одной из основных "кормушек".


Это только кажется, что щиты да баннеры к местности "приляпать" любая девочка левой ногой может. Профессионал А.Ф.Темников считал по-иному. Разработанный при его участии закон о рекламе предусматривал, что все эти вывески и перетяги должны размещаться минимум на расстоянии полсотни метров друг от друга. Иначе смысл рекламы не воспринимается, а сама она просто-напросто захламляет город.


Однако, даже не посоветовавшись с главным городским художником, хозяева абсолютно разнокалиберных щитов (единый стандарт - 6х3 м) произвольно закапывали их на бог весть каких стойках и в неведомую глубину; случалось - прямо над тепло- водо- и энергосетями. Зато происходил данный процесс при полном одобрении (сперва ошибся в компьютерном наборе - и вышло: "при полном оборзении", может, так и надо было оставить? - А.В.) муниципальной службы благоустройства и ее рекламного подразделения.


В эпоху всенародного "одобрямса" от главного самарского художника зависело многое. Без его творческого участия не происходило ни единого события в городе, будь то открытие скромного павильончика или всенародный праздник вроде Нового года. Причем тут речь шла не о деньгах - об общем благе: в том числе и творческих работников, кого он знал и по делам, и поименно. Коллеги рассказывают, как Темников переживал, когда его резоны выслушивались нынешней муниципальной властью как бы не в последнюю очередь. Но упорно продолжал трудиться, считая, что рано или поздно порядок и разумная система победят.


Случалось - даже не раз - ему и побеждать. Александр Федорович - один из авторов нынче знаменитого памятника воинам-интернационалистам (какой казенно-неуклюжий штамп!), что на ул.Мичурина. Говорят, было несколько разных вариантов решения данного проекта, но победил именно темниковский. Недавно после установки отлитой фигуры бойца с автоматом на фоне поминальных свеч, композиция обрела совершенный вид.


Еще архитектор Темников авторствовал в работе над скульптурой покровителю Самары святому Алексию. Просто статуей, тем паче - памятником это белоснежное чудо неподалеку от речного вокзала и язык, и даже компьютерный разум отказываются величать.


Еще главный художник города А.Ф.Темников в соавторстве с главным областным архитектором В.И.Жуковым являются "родителями" теперь уже ставшей символом Самары ракеты на проспекте Ленина. Более года длилась работа над этим проектом. Одних только сил на согласование с конструкторами "Прогресса" - чтобы изделие не лежало по-ихнему под углом в 30 градусов, а гордо-вертикально стремилось ввысь - затрачено ой сколько. Правда, на церемонию открытия этого монумента авторов даже не пригласили, ленточку там наш мэр резал, и об "отцах-основателях" проекта - ни-ни.


Как, впрочем, и в открытом после реконструкции Струковском саду, где основательная доля благоустройства - обновление заграждений, декоративные входы, дорожки решена по темниковским эскизам и проектам. С еще одной самарской достопримечательностью - вертолетной площадкой - такая же примерно беда. И с внутренним дизайном здания областной филармонии тоже. Российская стезя такая: одним пахать, другим урожай собирать.


Кстати, Александру Федоровичу не раз предлагали: мол, давай под твоими работами хоть памятные таблички приделаем, не для тебя - так для потомков, чтобы помнили. Он все отнекивался: потом, потом. Теперь бы они мемориальными стали, эти несуществующие таблички. А, может, довести дело до ума - ладно, с опозданием на целую жизнь, да чтобы ведал самарский люд, кому обязан эдакой красотой?


И пускай когда-нибудь построенная станция метро "Алабинская" станет памятником одному из главных ее проектных разработчиков, Александру Темникову. И пятая очередь Волжской набережной, что протянется от Силикатного оврага до Оврага Подпольщиков, экскизно уже проработанная главным художником Темниковым с решением проезжей и пешеходной части, - тоже память, когда состоится. Многие эскизы он, бывало, делал сам, без обязательных для некоторых гарантий и тем более предоплаты. Затворится на пару дней в мастерской - и работает. Порой с ходу, прямо из головы - фломастерами да карандашом - так ведь без доброго эскиза и денег под проект не получишь...


Вот ведь дурь сущеглупая: с иных городов да весей приезжали к Темникову за опытом: покажи, дескать, проекты тех же фонтанов, светильников, малых форм; дай хоть в руках подержать. А руководство родимого мегаполиса все гораздо было его обойти: ну, рисует себе, и пускай рисует, а средств под эти планы и задумки у нас нет. Да и не надобно нам оно, время - деньги, а не картинки.


А рисовать Темников умел здорово и по-разному. Одним нравятся его акварельные пейзажи, другим дизайнерские и архитектурные разработки, всем без исключения - блестящая графика. Три персональные выставки тому свидетельством. Их могло быть кратно больше, кабы не дикая нагрузка на основной работе: по 50-60 посетителей каждодневно.


Вдобавок, еще и общественная деятельность. С 1989-го года Александр Федорович - бессменный председатель правления Самарской областной организации Союза архитекторов России. Его стараниями и усилиями наши архитекторы поддерживали связь с коллегами и представителями иных творческих союзов. Все - ради создания благоприятной среды обитания в нашей губернии. И кое-чего им на самом деле удалось достичь, города-то наши все-таки хорошеют (уж кому благодаря, а кому вопреки - это другой вопрос).


С той же целью Темников на протяжении двух последних лет активно участвовал в работе комиссии по инвентаризации памятников истории и культуры на территории Самарской области. За это время успели "перелопатить" 1200 объектов в нашем регионе. Какие-то признаны ценностями местного значения, какие-то - федерального, некоторые напрочь исключены из списка. Есть надежда, что уже в нынешнем году губернатор области примет рекомендации комиссии, и на их основании забота об исторических памятниках станет подзаконным актом. Сколько здоровья и времени на то положено - но и недаром, для памяти. Не о Темникове лично - о культурном нашем с вами наследии.


...Друзья как-то подарили ему резиновую надувную лодку и набор удочек. Но и в редчайшие выезды "на пленэр" до рыбалки почти не доходило. Раскроет этюдник, обмакнет кисточку прямо в речку - и спустя какое-то время готов очередной замечательный пейзаж. "Настоящий художник. Человек, умевший дружить", - так отзываются о нем коллеги и подчиненные. Ни единого худого слова вдогон воистину светлой памяти - это попробуй заслужи!


Вот Александр Федорович Темников понемногу, не насовсем еще, и вышел из-за кадра. Из жизни, к несчастью, тоже, и - уже насовсем. Обширнейший инфаркт. Как раньше говорили - разрыв сердца. Так ведь для того потребно сперва сердце иметь. Большое. Настоящее.