Большинство людей рассматривают корпоративные праздники как возможность совместного отдыха. Однако даже эти мероприятия могут быть направлены на повышение эффективности бизнеса.
"На корпоративном празднике сотрудники Raiffeisenbank в июле устроили нудистское купание, запугали ручного медведя и покалечили лебедей в пруду дома отдыха "Покровское". Так они отметили 8-летие деятельности австрийского банка в России. Услуги баяниста и двух гитаристов разгоряченным банковским работникам не потребовались. Высокомерные и напыщенные по приезде, выпив как следует, расслабившись и раздевшись донага, менеджеры Raiffeisenbank к полуночи уже не напоминали "достойных лидеров в Центральной и Восточной Европе, представителей лучшего регионального банка", как назвало их издание Trade Finance. Господин Туткевич, зампред правления банка, согласился было прокомментировать журналистам "кризис частных вкладов в российских банках и перспективы на вторую половину августа". Но после вопроса, не напоминает ли сегодняшний праздник пир во время чумы, желание беседовать у Евгения Александровича отпало напрочь. После этого организаторы мероприятия запретили фотографировать банковских клерков и приставать к ним с вопросами".
Репортаж с корпоративного праздника Raiffeisenbank опубликовали "Известия" и "Газета.Ru". Нудистским купанием и пьяными сотрудниками в России, конечно, никого не удивишь. Ошибка устроителей мероприятия заключалась в том, что они решили совместить корпоративный "отрыв" с мероприятием для прессы.
Бессмысленно и беспощадно
Программа корпоративного праздника стандартная - подведение итогов деятельности, командные игры, а в заключение - торжественный банкет. "Именно в нерабочей обстановке у людей появляется возможность увидеть всю компанию, людей, в ней работающих, - считает Тамара Танатарова, директор по маркетингу компании "Голдер электроникс" (торговая марка Vitek). - Многие качества человека, которые не всегда можно разглядеть в процессе работы, раскрываются именно во время отдыха".
Рядовое корпоративное застолье не несет никакой дополнительной нагрузки помимо совместного времяпрепровождения членов одной команды. "Эффект от таких мероприятий, как правило, краткосрочный, - полагает Галина Гайгерова, президент коммуникационной группы "Актив-медиа", занимающейся проведением подобных торжеств. - Ближе узнать коллег по работе, конечно, важно, но других корпоративных задач такие праздники не решат".
В последнее время крупные российские компании, имеющие многолетние традиции коллективных торжеств, пытаются их возродить. Так, в День воздушного флота 15 августа на стадионе "Москвич" в городе Лобня прошла вторая спартакиада "Аэрофлота". Сотрудники авиакомпании боролись за Кубок "Аэрофлота" в таких видах спорта, как футбол, волейбол, настольный теннис, гиревой спорт, армрестлинг, шахматы и перетягивание каната. А вечером "спортсмены" были приглашены на мюзикл "12 стульев". Как в почти забытые времена коммунистического застоя билеты распределялись по структурным подразделениям. "Цели, которые мы ставим при организации подобных мероприятий, очевидны: дать сотрудникам почувствовать себя членами одной большой дружной команды, единомышленниками, приобщить их к истории и традициям компании, культивировать корпоративный дух и единение, _ говорит Виталий Зотов, заместитель директора департамента по связям с общественностью "Аэрофлота".
В "Росгосстрахе" в день рождения компании награждают ветеранов. Причем торжественные заседания проходят одновременно в офисах компании во всех субъектах Российской Федерации. Наиболее отличившимся сотрудникам вручаются не только благодарности в виде грамот, но и возрожденные знаки отличия "Лучший работник", "Почетный работник". В 2003 году грамотами и знаками было отмечено 650 человек. Причем знаки отличия разрабатывались совместно с Геральдическим советом при президенте РФ. "В процессе подготовки к праздникам у нас появляется возможность проанализировать не только финансовые успехи, но и достижения конкретных людей, так как моральная мотивация играет большую роль", - рассказывает вице-президент компании Игорь Игнатьев.
Татьяна Дударева, гендиректор компании "Протэй-Тревэл" (специализируется на проведении корпоративных праздников), не уверена, что грамота и значок сами по себе еще способны кого-то мотивировать. "Все-таки бывшие "соцотличия" теперь должны проявляться в денежном и материальном выражении, - полагает Дударева. - Если у компании нет финансовой возможности отличить сотрудника норковой шубой, нужно находить другие способы выделить лучших. Можно, например, пригласить в президиум, но при этом обязательно вручить хотя бы небольшой подарок". По мнению Дударевой, главное здесь - поощрять персонально, а не целыми подразделениями.
Разделяй и властвуй
В последнее время компании проявляют интерес к мероприятиям с тематической аранжировкой: в стиле хай-тэк или фильма "Мушкетеры: 10 лет спустя". "Тематический банкет позволяет сформировать у участников определенные содержательные корпоративные установки (чувство причастности к происходящему в компании, лояльность к организации и т.д.), - рассказывает Галина Гайгерова из "Актив-Медиа". - Чем лучше продуман тематический банкет, тем более глубокую установку он способен создать, тем дольше она может сохраняться".
Агентство "Актив-Медиа" недавно готовило для одного из столичных банков тематический юбилейный банкет. На мероприятие "Служебный роман с банком" (по мотивам фильма Эльдара Рязанова) пригласили не только всех сотрудников, но и партнеров, ключевых клиентов. "Банк получил возможность рассказать клиентам и сотрудникам о своих достижениях, о ситуации, сложившейся на рынке в связи с кризисом, - рассказывает Галина Гайгерова. - И сумел еще раз продемонстрировать свою успешность".
Татьяна Дударева полагает, что к подобному совмещению аудиторий стоит относиться очень осторожно (об этом свидетельствует и опыт Raiffeisenbank). "Если компания переживает период стагнации или кризиса, то лучше корпоративные праздники отмечать только в кругу сослуживцев, - уверена Дударева. - Если корпоративный праздник собирается проводить производственная компания, и в мероприятии будут участвовать не только менеджеры, но и представители рабочих специальностей, то и в этом случае партнеров и клиентов лучше не приглашать".
В российском офисе американской корпорации Microsoft корпоративный праздник решили провести только для своих и с минимумом формальностей. "За последние два года количество сотрудников в московском офисе удвоилось - нас стало больше двухсот, - рассказывает Евгений Данилов, руководитель отдела стратегических проектов московского офиса Microsoft. - Мы видели, что когорта "стариков" уже не сможет донести до новичков все внутрикорпоративные ценности. Второй задачей нашего праздника стал team building.
Четыре месяца в обстановке строжайшей тайны инициативная группа из трех человек готовила мероприятие для сотрудников Microsoft. Официальным поводом для проведения праздника стало подведение итогов финансового года. Никто в компании не знал истинных целей и программы мероприятия. В коллектив была запущена лишь легенда, что это будет трехдневный пионерский лагерь с выездом на природу и проживанием в палатках. Только по прибытии в загородный, фешенебельный пансионат участники игры поняли, что им не придется жить в экстремальных условиях. Если только не считать "экстримом" постоянно звучавшие в "лагере" пионерские гимны вроде "Взвейтесь кострами", ежедневное утреннее построение ("линейки"), а также кисель и запеканку.
Чтобы сотрудники смогли действительно познакомиться и сблизиться, пионерские отряды формировались из представителей разных подразделений. На сплочение коллектива работали всевозможные конкурсы.
Например, пионеротрядам предлагалось отогреть замороженную в пиве футболку. Каждому подразделению удалось изобрести свой способ. Одна команда просто расколола пивной лед туристическим топориком. Другая отогревала футболку телами "пионеров". А в третьей члены команды решили по очереди держать ледяной шарик в руках. В другом конкурсе игрокам предложили из личных вещей выложить самую длинную цепочку. Люди, еще час назад еще не знакомые друг с другом, отдавали шнурки, обувь, снимали одежду, чтобы связать ее в единую цепь. Простой конкурс речевки и строевого шага, на подготовку к которому командам дали только один час, был направлен на раскрытие организационных способностей.
В этих конкурсах удалось выявить еще и креативные способности сотрудников, полагает Евгений Данилов. "Креатив в бизнесе играет большую роль, - говорит он. - Во время праздника мы создали среду, в которой таланты просто не могли остаться незамеченными и нераскрытыми. Креативным и энергичным работникам можно отдать любой проект даже в тупиковой ситуации. И теперь мы их знаем".
Глава российского представительства Ольга Дергунова, как и остальные топ-менеджеры, принимала участие в мероприятиях в качестве рядового "пионера". "Первое лицо не просто должно участвовать в таких мероприятиях, но и обязано не быть первым лицом, - комментирует Галина Гайгерова. - Как говорится, если есть коллектив, то нет погон. Особенно вне стен офиса. Только тогда возникают человеческие отношения, которые в стратегическом плане более ценны, чем деловые".