Главная >> 5 >> 2

Как с пользой для бизнеса провести корпоративный праздник

Большинство людей рассматривают корпоративные праздники как возможность совместного отдыха. Однако даже эти мероприятия могут быть направлены на повышение эффективности бизнеса.


"На корпоративном празднике сотрудники Raiffeisenbank в июле устроили нудистское купание, запугали ручного медведя и покалечили лебедей в пруду дома отдыха "Покровское". Так они отметили 8-летие деятельности австрийского банка в России. Услуги баяниста и двух гитаристов разгоряченным банковским работникам не потребовались. Высокомерные и напыщенные по приезде, выпив как следует, расслабившись и раздевшись донага, менеджеры Raiffeisenbank к полуночи уже не напоминали "достойных лидеров в Центральной и Восточной Европе, представителей лучшего регионального банка", как назвало их издание Trade Finance. Господин Туткевич, зампред правления банка, согласился было прокомментировать журналистам "кризис частных вкладов в российских банках и перспективы на вторую половину августа". Но после вопроса, не напоминает ли сегодняшний праздник пир во время чумы, желание беседовать у Евгения Александровича отпало напрочь. После этого организаторы мероприятия запретили фотографировать банковских клерков и приставать к ним с вопросами".


Репортаж с корпоративного праздника Raiffeisenbank опубликовали "Известия" и "Газета.Ru". Нудистским купанием и пьяными сотрудниками в России, конечно, никого не удивишь. Ошибка устроителей мероприятия заключалась в том, что они решили совместить корпоративный "отрыв" с мероприятием для прессы.


Бессмысленно и беспощадно


Программа корпоративного праздника стандартная - подведение итогов деятельности, командные игры, а в заключение - торжественный банкет. "Именно в нерабочей обстановке у людей появляется возможность увидеть всю компанию, людей, в ней работающих, - считает Тамара Танатарова, директор по маркетингу компании "Голдер электроникс" (торговая марка Vitek). - Многие качества человека, которые не всегда можно разглядеть в процессе работы, раскрываются именно во время отдыха".


Рядовое корпоративное застолье не несет никакой дополнительной нагрузки помимо совместного времяпрепровождения членов одной команды. "Эффект от таких мероприятий, как правило, краткосрочный, - полагает Галина Гайгерова, президент коммуникационной группы "Актив-медиа", занимающейся проведением подобных торжеств. - Ближе узнать коллег по работе, конечно, важно, но других корпоративных задач такие праздники не решат".


В последнее время крупные российские компании, имеющие многолетние традиции коллективных торжеств, пытаются их возродить. Так, в День воздушного флота 15 августа на стадионе "Москвич" в городе Лобня прошла вторая спартакиада "Аэрофлота". Сотрудники авиакомпании боролись за Кубок "Аэрофлота" в таких видах спорта, как футбол, волейбол, настольный теннис, гиревой спорт, армрестлинг, шахматы и перетягивание каната. А вечером "спортсмены" были приглашены на мюзикл "12 стульев". Как в почти забытые времена коммунистического застоя билеты распределялись по структурным подразделениям. "Цели, которые мы ставим при организации подобных мероприятий, очевидны: дать сотрудникам почувствовать себя членами одной большой дружной команды, единомышленниками, приобщить их к истории и традициям компании, культивировать корпоративный дух и единение, _ говорит Виталий Зотов, заместитель директора департамента по связям с общественностью "Аэрофлота".


В "Росгосстрахе" в день рождения компании награждают ветеранов. Причем торжественные заседания проходят одновременно в офисах компании во всех субъектах Российской Федерации. Наиболее отличившимся сотрудникам вручаются не только благодарности в виде грамот, но и возрожденные знаки отличия "Лучший работник", "Почетный работник". В 2003 году грамотами и знаками было отмечено 650 человек. Причем знаки отличия разрабатывались совместно с Геральдическим советом при президенте РФ. "В процессе подготовки к праздникам у нас появляется возможность проанализировать не только финансовые успехи, но и достижения конкретных людей, так как моральная мотивация играет большую роль", - рассказывает вице-президент компании Игорь Игнатьев.


Татьяна Дударева, гендиректор компании "Протэй-Тревэл" (специализируется на проведении корпоративных праздников), не уверена, что грамота и значок сами по себе еще способны кого-то мотивировать. "Все-таки бывшие "соцотличия" теперь должны проявляться в денежном и материальном выражении, - полагает Дударева. - Если у компании нет финансовой возможности отличить сотрудника норковой шубой, нужно находить другие способы выделить лучших. Можно, например, пригласить в президиум, но при этом обязательно вручить хотя бы небольшой подарок". По мнению Дударевой, главное здесь - поощрять персонально, а не целыми подразделениями.


Разделяй и властвуй


В последнее время компании проявляют интерес к мероприятиям с тематической аранжировкой: в стиле хай-тэк или фильма "Мушкетеры: 10 лет спустя". "Тематический банкет позволяет сформировать у участников определенные содержательные корпоративные установки (чувство причастности к происходящему в компании, лояльность к организации и т.д.), - рассказывает Галина Гайгерова из "Актив-Медиа". - Чем лучше продуман тематический банкет, тем более глубокую установку он способен создать, тем дольше она может сохраняться".


Агентство "Актив-Медиа" недавно готовило для одного из столичных банков тематический юбилейный банкет. На мероприятие "Служебный роман с банком" (по мотивам фильма Эльдара Рязанова) пригласили не только всех сотрудников, но и партнеров, ключевых клиентов. "Банк получил возможность рассказать клиентам и сотрудникам о своих достижениях, о ситуации, сложившейся на рынке в связи с кризисом, - рассказывает Галина Гайгерова. - И сумел еще раз продемонстрировать свою успешность".


Татьяна Дударева полагает, что к подобному совмещению аудиторий стоит относиться очень осторожно (об этом свидетельствует и опыт Raiffeisenbank). "Если компания переживает период стагнации или кризиса, то лучше корпоративные праздники отмечать только в кругу сослуживцев, - уверена Дударева. - Если корпоративный праздник собирается проводить производственная компания, и в мероприятии будут участвовать не только менеджеры, но и представители рабочих специальностей, то и в этом случае партнеров и клиентов лучше не приглашать".


В российском офисе американской корпорации Microsoft корпоративный праздник решили провести только для своих и с минимумом формальностей. "За последние два года количество сотрудников в московском офисе удвоилось - нас стало больше двухсот, - рассказывает Евгений Данилов, руководитель отдела стратегических проектов московского офиса Microsoft. - Мы видели, что когорта "стариков" уже не сможет донести до новичков все внутрикорпоративные ценности. Второй задачей нашего праздника стал team building.


Четыре месяца в обстановке строжайшей тайны инициативная группа из трех человек готовила мероприятие для сотрудников Microsoft. Официальным поводом для проведения праздника стало подведение итогов финансового года. Никто в компании не знал истинных целей и программы мероприятия. В коллектив была запущена лишь легенда, что это будет трехдневный пионерский лагерь с выездом на природу и проживанием в палатках. Только по прибытии в загородный, фешенебельный пансионат участники игры поняли, что им не придется жить в экстремальных условиях. Если только не считать "экстримом" постоянно звучавшие в "лагере" пионерские гимны вроде "Взвейтесь кострами", ежедневное утреннее построение ("линейки"), а также кисель и запеканку.


Чтобы сотрудники смогли действительно познакомиться и сблизиться, пионерские отряды формировались из представителей разных подразделений. На сплочение коллектива работали всевозможные конкурсы.


Например, пионеротрядам предлагалось отогреть замороженную в пиве футболку. Каждому подразделению удалось изобрести свой способ. Одна команда просто расколола пивной лед туристическим топориком. Другая отогревала футболку телами "пионеров". А в третьей члены команды решили по очереди держать ледяной шарик в руках. В другом конкурсе игрокам предложили из личных вещей выложить самую длинную цепочку. Люди, еще час назад еще не знакомые друг с другом, отдавали шнурки, обувь, снимали одежду, чтобы связать ее в единую цепь. Простой конкурс речевки и строевого шага, на подготовку к которому командам дали только один час, был направлен на раскрытие организационных способностей.


В этих конкурсах удалось выявить еще и креативные способности сотрудников, полагает Евгений Данилов. "Креатив в бизнесе играет большую роль, - говорит он. - Во время праздника мы создали среду, в которой таланты просто не могли остаться незамеченными и нераскрытыми. Креативным и энергичным работникам можно отдать любой проект даже в тупиковой ситуации. И теперь мы их знаем".


Глава российского представительства Ольга Дергунова, как и остальные топ-менеджеры, принимала участие в мероприятиях в качестве рядового "пионера". "Первое лицо не просто должно участвовать в таких мероприятиях, но и обязано не быть первым лицом, - комментирует Галина Гайгерова. - Как говорится, если есть коллектив, то нет погон. Особенно вне стен офиса. Только тогда возникают человеческие отношения, которые в стратегическом плане более ценны, чем деловые".