Главная >> 5 >> 2

Нет на выставке - НЕТ И НА РЫНКЕ!

Крупнейший на Северо-Западе и один из ведущих выставочных центров нашей страны - ОАО "Ленэкспо" - отметил недавно свое 35-летие. Сегодня у нас в гостях член совета директоров Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), президент Международного союза выставок и ярмарок (МСВЯ), генеральный директор ОАО "Ленэкспо" Сергей АЛЕКСЕЕВ.


- Сергей Павлович, как бы вы охарактеризовали значение выставок для экономики?


- Торгово-промышленные выставки - тот инструмент, который позволяет оживлять экономику. В это понятие входит все: маркетинг, реклама, регулирование цен, качество, деловые контакты. Выставки - административный ресурс, а не коммерция в чистом виде. Недаром крупнейшие города мира имеют собственные выставочные центры. Кстати, их размер напрямую зависит от степени развития экономики страны: чем больше площади экспокомплексов, тем выше спрос на распределение товаров. В США, например, экспозиционно - выставочная деятельность занимает пятое место по обороту среди других отраслей. В России тоже всегда понимали значение выставок, они проходили регулярно, начиная с 1729 года. Недавно исполнилось 175 лет со дня проведения в Санкт-Петербурге первой промышленной выставки российских товаров, она проходила на Васильевском острове в 1829 году. А царь Николай II повелел проводить выставки в каждой губернии, он понимал, что это поможет развитию российской глубинки. После революции выставочная деятельность пошла на спад, но и советское правительство постепенно пришло к пониманию необходимости ее возрождения.


- Вы возглавляете МСВЯ - объединение ведущих организаций, содействующих выставочному бизнесу России, Белоруссии, Молдовы, Украины, Литвы и Казахстана. Чем сейчас живет Союз, какие проблемы решает?


- После распада СССР его бывшие экспозиционные центры решили объединиться. Так был создан МСВЯ, базирующийся в Нижнем Новгороде. Это очень авторитетная организация, помогающая развитию отрасли. Если говорить о проблемах, то стоит сказать, что их еще достаточно много. Региональные власти не всегда понимают значимость выставочной деятельности и не оказывают ей должной поддержки. Кроме того, у нас не развита инфраструктура, нет нормативной базы и единой системы управления отраслью. Мешает нам и некорректная конкуренция: много выставок проходит с одинаковой тематикой. А просто пригласить компании мало, с учетом специфики экспозиции надо обеспечить рекламу, заинтересовать потенциальных посетителей, подготовить выставочные площадки. Только тогда все затраты оправдают себя и у бизнесменов появится желание приехать на выставку вновь.


- А с чего начиналась история "Ленэкспо"?


- Выставочный комплекс "Ленэкспо" открылся в 1968 году. Территория была выбрана очень удачно: это единственный в РФ морской Экспоцентр. Впрочем, их и в мире не очень много, в Европе лишь в одном городе - Генуе. Санкт-Петербург - морская столица России, где же, как не здесь, создавать такой комплекс. У нас проходит много выставок, связанных с использованием акватории Финского залива: "Нева" - одна из самых крупных в мире в судостроении; транспортная выставка с разделом "Портовое оборудование"; Военно-морской салон; "Инрыбпром" (с нее начиналась наша история), ежегодное "Бот-шоу". Последнее, кстати, настолько впечатлило немцев, что дюссельдорфское "Бот-шоу" даже предложило нам породниться.


- Каковы параметры выставочной деятельности "Ленэкспо"?


- Вообще, ОАО "Ленэкспо" - очень интересная организация, многофункциональная. Помимо выставочных помещений у нас есть сеть ресторанов, свой издательско - полиграфический комплекс, хорошо развитая сервисная система (компания "Экспоформа-Сервис" занимается строительством и оборудованием выставок), собственный таможенный терминал. Наша экспедиторская фирма ООО "ПАН-БАЛТСервис" входит в международную сеть транспортных компаний и может доставить любой груз в любую точку мира. До тысячи наименований грузов за два дня впустить или выпустить могут немногие - это уникальная таможенная технология. У нас вообще отличный коллектив, интересные экспозиции (порядка 60 выставок в год), тематика разнообразная, сильный отдел маркетинга. Проходят у нас и невыставочные мероприятия: конгрессы, семинары, концерты, корпоративные праздники. Мы самоокупаемы и даже кое-какую прибыль получаем, налоги платим исправно. Кроме того, выставки - это механизм привлечения в город нового бизнеса, они своего рода стартовая площадка для него. Здесь сделки заключать не принято, но можно найти надежного партнера, договориться с ним о сотрудничестве. Нас посещают около 1 млн. специалистов в год, 6-7 тыс. фирм из 53 стран мира, примерно 20% из них "оседают" в Санкт-Петербурге, начинают здесь свое дело.


- Каковы перспективы развития "Ленэкспо"? Вы думаете расширяться?


- Территория у нас пока достаточная, но вот выставочных площадей уже иногда не хватает. Средняя ежегодная заполняемость у нас - 40%, но если в январе-феврале и июле-августе у нас спад активности, то в мае-июне и осенью выставки идут одна за другой. За прошлый год на 20% больше площадей было продано. Таким крупным экспозициям, как "Нева", "Автомеханика", "Российский промышленник" становится тесно. У нас еще в 1997 году был готов стратегический план развития на семь лет вперед, позволяющий увеличить площади в три раза. Сейчас у нас 25 тыс. кв. метров, а должно быть 60 тысяч. Хотим построить новый павильон-трансформер с конгресс-центром на 1200 мест, он должен быть оснащен по последнему слову техники. Такой многоцелевой комплекс позволит проводить самые различные мероприятия: от конференций до концертов. В новом центре мы сможем смонтировать манеж и зал на 9 тыс. мест, тогда здесь будут проходить красочные показательные выступления. Стоимость проекта - $8,5 млн. Все просчитано и продумано, но до сих пор мы не можем согласовать его с городской администрацией. Все время что-то тормозит этот проект: сначала нас вообще хотели выселить из гавани, потом бумаги пошли по комитетам городского правительства и почти на два года застряли в комитете по градостроительству и архитектуре, а сейчас вышло новое постановление и проект предстоит выносить на общественный совет. Все эти согласования нам очень мешают, время уходит. Хотя сейчас я вижу, что власти заинтересованы в нашем развитии, у нас установились деловые отношения со всеми профильными комитетами, мы и выставки планируем с учетом интересов города. Так что, надеюсь, в ближайшее время дело сдвинется с мертвой точки.


- Рядом с вами большая территория, которая принадлежит военным. Не считаете ли вы, что она тоже могла бы быть передана "Ленэкспо"?


- Были такие мысли, но это очень дорогостоящий проект, нам его не осилить. Говорят, что эту территорию могут отдать под жилищную застройку, городу нужны новые пятна для строительства. Но правильно ли возводить здесь дома? Это историческая часть Васильевского острова, ее можно использовать совсем по-другому. Мы хотим видеть Санкт-Петербург туристическим центром, а о развитии не думаем. Помимо традиционного списка музеев нам и предложить гостям нечего. А везде в мире стремятся создавать новые культурно-развлекательные центры. К примеру, в Портсмуте на такой же, как у нас, территории открыт "Док-ленд". Здесь стоит корабль, на котором Нельсон выиграл Трафальгарскую битву, собраны старинные парусники, работают музеи, аттракционы, рестораны, торговые комплексы. Неужели нам подобный проект не интересен? Территория очень подходит для его воплощения, нужен хороший инвестор. Кстати, это вообще очень перспективное направление: развлекательный и выставочный центры рядом. Мы можем сделать Санкт-Петербург не только культурной, но и деловой столицей России. У нас всегда активно развивалась наука, высокотехнологичные производства, есть транспортная сеть, стоит подтянуть инфраструктуру - и можно создать единый центр общения и деловых контактов. Недаром же выставки считаются локомотивом и катализатором экономики.