Главная >> 5 >> 2

МЕГАПОЛИС НА ВОДЕ

Правила жизни и движения на Москве-реке регулирует около 20 служб. Мы отправились в рейд с одной из них - Госинспекцией по маломерным судам


Катер Госинспекции задирает нос, разгоняется и летит по воде. Никогда не думала, что на Москве-реке такое оживленное движение. В бликах воды еле успеваешь замечать "мелочь" - серфингистов, какие-то лодки. "Delta, этот причал не для вас", -делает через рупор замечание одной из яхт старший инспектор Николай Поликарпов. "Сейчас едем соревнования по академической гребле обеспечивать", - кратко поясняет он нам. "Что обеспечивать?" - не понимаю я. "Обеспечивать - чтобы эксцессов не было". Госинспекция по маломерным судам (ГИМС) осуществляет, согласно официальной формулировке, судоходный надзор, технический надзор и безопасность жизни людей на воде. Проще говоря, следит, чтобы плавали по правилам и на технически проверенном транспорте.


ПРАВИЛА ВОДНОГО ДВИЖЕНИЯ


На воде покачивается несколько лодок с гребцами. На берегу - двое мужчин со свистками и флажками. "Уважаемая судейская коллегия! Минут через 20 здесь пройдет грузовой флот - толкач с приставкой. Сделайте перерыв и пропустите его", - говорит им Поликарпов. Наш катер отходит в сторону. Через некоторое время мимо с достоинством проплывает здоровенная посудина под названием "Цесарка". "А его вам не надо инспектировать?" - "Это крупнотоннажное судно, оно нам не поднадзорно, нам подчиняются судна до 80 регистровых тонн, - объясняет старший инспектор. -Также все гребные, с подвесным мотором, парусные несамоходные... Хотя что значит несамоходные, ведь они если и без мотора, то движутся за счет паруса. Вот Петр I работы Церетели -точно несамоходное судно. А если серьезно, то в законодательстве масса противоречий: например, что считать маломерным судном -есть пять-шесть вариантов определений". Каждое плавательное средство должно быть зарегистрировано, и, выходя в плавание по Москве-реке, вы обязаны иметь при себе документы (талон техосмотра, права на вождение и пр.). В противном случае -штраф от 500 до 1000 рублей. Права получают также, как и в автошколе. Теорию проходят по пяти разделам: теория устройства судна; теория устройства судового двигателя внутреннего сгорания; лоция, гидрометеорология (изучение погодных условий и пр.); правила плавания по внутренним водным путям; правопорядок и безопасность (в том числе оказание первой помощи). В настоящее время большинство зарегистрированных в Москве маломерных судов - надувные лодки. Есть в регистре даже яхта "Беда": владелец - инженер - купил ее недорого по случаю. Дорогих яхт и катеров примерно 10%, но их количество увеличивается: например, последние модели престижных катеров, которые не были представлены даже на февральской выставке в Финляндии, в Москве уже выставлялись, и покупатели тут же нашлись. Постепенно происходит "выдавливание" владельцев недорогих плавсредств. Активно строятся яхт-клубы с причалами: вступительный взнос - около 10 тыс. долларов, ежемесячный - до 600 долларов. Понятно, что хозяину старенького катерка не по карману даже пришвартоваться на такой стоянке.


Пока мы стоим, на реке появляется движущийся фонтанчик- это человек на гидроцикле. "Мы его сегодня уже проверили, у него все в порядке", - говорит Николай Поликарпов. Каждому гидроциклу необходимо получить номер, гидроциклист должен быть одет в спасательный жилет и иметь при себе судовой билет (с ежегодным техосмотром и правами). Если вам дали покататься на гидроцикле, то требуется доверенность. "Скажите, а чтобы на надувном матрасе поплавать - тоже права на вождение нужны?" - спрашиваю я. "Если в местах купания, то нет. А если в неположенном месте, то это нарушение примерное такое же, как на красный свет дорогу перейти. Вы представьте: в жаркий день в Строгинской пойме может находиться 6 тысяч человек в воде, кататься около 1000 серфингистов, примерно 20 катеров и 15 гидроциклов. А каждая большая моторная яхта поднимает волну больше метра: накроет так, что не вынырнешь. И происшествия случаются серьезные. Вот, в прошлом году столкнулись два гидроцикла - на одном была девочка, фигуристка, ей сделали три операции, со спортом пришлось расстаться. Так что правила не зря придуманы".


СИНИЙ ИСТИННЫЙ, БЛЕДНЫЙ ЛОЖНЫЙ...


По соседству покачивается несколько дебаркадеров (плавучие постройки у берега) - некоторые совсем заброшенного вида. Вообще-то у них есть владельцы, но у всех, кто пытался что либо получить в частную собственность на реке (от дебаркадера до лодочной станции), эта тема вызывает тяжелый вздох. Дело в том, что вода находится в федеральной собственности, однако согласовывать проекты нужно у московских властей. Процедура очень сложна и забюрократизирована. "А наверное, здорово жить в таком дебаркадере - закаты, рассветы на речке..." - размечтался ваш корреспондент. "Да не очень, -отозвались инспекторы. - Сыро, все время качает, к тому же что-нибудь периодически всплывает: то мусор, то труп".


Тут, разумеется, зашел разговор об утопленниках. Оказывается, больше всего тонут отличные пловцы, иногда даже мастера спорта: они чаще забывают об осторожности, начинают куражиться, а вода этого не прощает. Дальше выяснилось, что утопленники бывают трех видов: синий истинный; бледный ложный; синкопальный. Ну, с первым пунктом понятно. Второй - это когда человек зашел в воду и у него, например, произошел спазм сосудов от перепада температур, и он в итоге не захлебывается, а задыхается. А третий - когда человеку стало плохо на берегу и он упал в воду.


Обсудив эту "оптимистическую" тему, мы отправляемся дальше, вдоль реки - посмотреть, нет ли каких-нибудь нарушителей. Для инспекторов ГИМС обнаружить таковых - это только половина дела. Дальше начинается целая эпопея: нарушителю выписывается штрафная квитанция, и он отправляется домой. Штраф, естественно, никто сразу не платит, тогда нужно подключать судебных приставов (у которых таких квитанций - целые мешки). В общем, взыскание штрафов может длиться годами, а инспектор должен отследить и добиться результата. Или, например, застукали пьяного за рулем катера: его нужно препроводить для освидетельствования в медпункт, который находится в районе метро "Сходненская". А если он не захочет ехать, то как заставишь? Это же не ГАИ - посадил в машину и отвез. Хорошо еще, сам процесс проверки документов сейчас проходит мирно - преследований со стрельбой уже не случается.


Навстречу нам плывет белое чудо -22-метровая яхта Victoria фирмы Azimut. "Ты посмотри, у нее же номера, как у маломерного судна", - говорит один инспектор другому. Николай Поликарпов поясняет: типичный случай, когда, пользуясь нестыковками законов, владелец зарегистрировал яхту мощностью 2300 лошадиных сил как маломерную - это гораздо проще, нужно всего восемь-девять документов. "Но все равно надо проверить", - говорит Поликарпов. Приближаемся к яхте, команда выбрасывает нам кранцы - чтобы не биться борт о борт, Поликарпов поднимается наверх. На палубе за кальяном сидят владельцы яхты -пожилая пара. Через несколько минут старший инспектор возвращается: "Все в порядке, яхтой управляет нанятая профессиональная команда. Богатые люди сами заинтересованы в том, чтобы на реке был порядок. Сейчас если кто и нарушает, то это залетные, а не те, кто здесь постоянно отдыхает или живет у реки".


***


Ничья река


Прогулка на речном трамвайчике -одно из любимых развлечений москвичей. Это практически единственная возможность увидеть центр города с воды: хотя тотального запрета на передвижение по Москве-реке на частных плавсредствах нет, в Москве зарегистрировано более 10 тысяч моторных и около 15 тысяч весельных судов. Главное условие здесь - наличие двигателя на судне. А вот яхтам, гребным лодкам и гидроциклам (скутерам) ходить по главной московской реке в центре города закон запрещает. Водные пути столицы - федеральный объект, и по закону право пользования им может быть предоставлено любому гражданину. Разрешение на передвижение по Москве-реке маломерных судов дает Государственная инспекция по маломерным судам Москвы, крупными кораблями занимается Российский речной регистр. Однако почувствовать себя хозяином реки, как оказывается, нелегко. Даже при наличии всех необходимых документов самостоятельно путешествовать по Москве-реке под силу только самым терпеливым любителям отдыха на воде. Свободу перемещения серьезно ограничивают шлюзы. В черте города их всего четыре, однако открывается каждый из них лишь раз в сутки, а полная процедура шлюзования может занять до шести часов. Наряду с популярными речными трамвайчиками, предлагающими целую гамму услуг (от простой прогулки и обеда в ресторане до свадеб и корпоративных праздников), в Москве существуют так называемые водные дебаркадеры (на фото): вдоль береговой линии в акватории Москвы-реки расположено более 250 таких объектов, в том числе магазины, рестораны и казино. Дело это прибыльное, тем более что аренда на воде обходится хозяевам куда дешевле, чем на суше. Согласно закону "О ставках и льготах по плате за пользование водными объектами", квадратный километр водной глади в центре города стоит около 15 тыс. рублей в год, тогда как каждый квадратный метр земли в той же части столицы приносит в местный бюджет ежегодно не менее б тыс. рублей. По мнению чиновников из "Мосводоканала", водный бизнес в Москве сейчас искусственно тормозится. Каждый год на предприятие обращается несколько десятков желающих установить речной дебаркадер. Но процедура получения разрешений настолько сложна и не отлажена (предпринимателю приходится оформлять документы и как владельцу речного судна, и как хозяину коммерческого предприятия, решать вопрос водоснабжения, канализации, подключения электричества и т.д.), что перспективы развития этого бизнеса пока сомнительны. Два года назад НИиПИ Генплана при участии правительства Москвы была разработана стратегия развития и благоустройства акватории Москвы-реки, в рамках которой планировалось укрепить набережные, построить удобные сходы к воде и новые причалы, разработать схему размещения плавающих платформ для обустройства на них выставочных залов, развлекательных комплексов и даже офисов. Пока план остается только на бумаге.


Ольга Черненькая