Плоховато у нас с хорошими манерами
Нет-нет, я не претендую на лавры Толстого. Всего-навсего хочу проанализировать ситуацию, которая складывается у нас на праздники. Вопрос этот вовсе не литературный, а этический, точнее сказать - ЭТИКЕТический.
Любой гражданин, даже поверхностно изучивший историю нашей страны, способен осознать, что дворянина на ее просторах встретишь нечасто. А значит, "пролетаем" мы, дорогие мои, мимо мазурок и полонезов на новогодних и прочих "маскерадах", как, извините, фанера над Парижем. От прошлого нам остались шумные купеческие загулы, организованные на шальные деньги, с большим количеством мата, водки (современное веяние -употреблять ее с пивом), со стрельбой китайскими петардами и из личных "Макаровых" в небо, с заливистым хохотом красоток, которых пьяные икающие кавалеры хватают за выпуклые части тела. Какой уж тут этикет, какие манеры...
Есть, правда, и другие разновидности вечеринок: семейные или, например, приуроченные к профессиональным праздникам. В современном деловом мире большую популярность приобрели, например, корпоративные праздники. Однако... Всегла считала. что корпоративные мероприятия нацелены на консолидацию коллектива. Не знаю, как в других странах и крупных всемирно известных фирмах. Но те корпоративные праздники, участницей которых доводилось мне быть на протяжении лет эдак шести, а также те, о которых рассказывали мне друзья-приятели, больше походили на школьные вечеринки, где прыщавые мальчишки с опаской сторонятся своих повзрослевших одноклассниц. А те хихикают по углам полутемной комнаты.
Подумайте сами. Вы пришли на корпоративную вечеринку. Сюда не положено брать с собой мужа (жену), бой (герл) френда, брата (сестру), потому что они не являются членами коллектива. При этом напомню: в светском обществе являться на приемы подобного рода без спутника не принято. Но вы пришли, чтобы почувствовать локоть коллеги, что называется, в неформальной обстановке. И тут выясняется, что немногие, на первый взгляд цивилизованные и интеллигентные люди, могут вести себя адекватно в подобной ситуации.
Особенно это касается мужчин
(женщины как-то более ловко адаптируются к обстановке). С благодарностью отдаю должное тем из них, кто умеет поддержать беседу за столом, наполнить даме бокал (если эту функцию не взял на себя официант), пригласить скучающую соседку на танец, даже если той намедни "стукнуло" восемьдесят. Другие же исподлобья изучают прелести восемнадцатилетних красоток (каждая пятая из которых ГОВОРИТ с почему-то модной нынче гнусавостью, изображающей прононс).
За столом они увлечены не тонкой светской беседой, а поеданием деликатесов. А если дама без комплексов приглашает на "белый" танец, в их глазах появляется ужас, как у ягненка перед закланием, и они хватаются руками за спасительный банкетный стол, чтобы не быть от него оторванным. Некоторые все же идут танцевать, но с таким лицом, как будто завтра должны будут жениться против воли на партнерше по танцу. Это в лучшем случае. В худшем - мужчины отказывают дамам в танце: дескать, вчера все силы истратил. А вчера была обычная пьянка в "нумерах", где народ празднует отделами, сдвинув тумбочки и восседая на кроватях.
Кстати, насчет потанцевать со вкусом. Очень жаль, что подавляющее большинство нынешних москвичей не знают никаких танцев, кроме "Быстрыя, Медленный и Белыя". Да и вообще не знают, как правильно пригласить даму на танец. С этикетом у нас вообще плоховато. Многие не имеют навыка свободного общения с себе подобными; не знают, что, столкнувшись в дверях с выходящим человеком, входящий должен уступить ему дорогу; не знают, для чего на столах рядом с тарелкой лежат целых три ножа и три вилки; не подозревают, что если дама отказала на приглашение танцевать, нельзя тут же приглашать стоящую рядом ее подругу. И так далее. Плоховато, плоховато с манерами. У всех ли?
- Несколько лет назад, когда мы имели неплохое помещение, велись занятия по этикету, - говорит директор департамента культуры Московского дворянского собрания Надежда Владимировна Дмитриева. - С тех пор, как особняк отдали музею, мы ютимся в одной комнатке на Варварке, и, естественно, занятия проводить негде. При этом этика и производный от нее этикет - необходимый нам сейчас предмет: общество очень огрубело, а этика - наука общения. Это не манерность, а манера естественного поведения человека без комплексов, твердо знающего, как идти по лестнице с дамой, как действовать ножом и вилкой и так далее. Хорошо бы ввести этику как предмет в школах, чтобы дети имели представление о культуре поведения в обществе, о способах общения.
В Москве есть некоторые учебные заведения, где вопросы этикета не оставлены без внимания. Естественно, МГИМО, где на кафедре дипломатии проходят курс этикета и протокола. Стало быть, выпускники, даже если не знали ничего об этом до поступления в вуз, из его стен выходят не только высокообразованными, но и со знанием хороших манер. ческая комиссия культуры, - рассказывает преподаватель Суворовского московского военного училища Сергей Викторович Бабкин. - Курсанты изучают историю культуры, историю искусств, занимаются музыкой, пением, танцами. По-прежнему учатся танцевать мазурку, с которой начинаются все концерты в училище. Есть танцевальная студия, где занимаются и девочки, составляющие пары мальчикам. Есть также предмет этикета и военного этикета.
В столице еще несколько учебных заведений, учащиеся которых уже знакомы с этикетом. Но удельный вес "посвященных" все же невысок. А потому любителям хороших манер придется затратить немало усилий, чтобы пересечься на просторах Москвы с дипломатами, выпускниками Суворовского училища или выпускницами некоторых частных образовательных учреждений, которые в процессе общения в любой ситуации не уронят ни своего достоинства, ни вашего.
Может, правда ввести в школах уроки хороших манер? Хотя бы факультативно?
Любителям хороших манер придется затратить немало усилий, чтобы пересечься на просторах Москвы с дипломатами, выпускниками
Суворовского училища или выпускницами некоторых частных образовательных учреждений, которые в процессе общения в любой ситуации не уронят ни своего достоинства, ни вашего.