Сезон корпоративных вечеринок в России начинается в декабре и продолжается до конца января, Кто пишет и кто заказывает музыку для героев и ударников каптруда?
В НОВОГОДНИЕ И РОЖДЕСТВЕНСКИЕ праздники в рестораны попасть труднее, чем когда бы то ни было. Везде таблички "Спецобслуживание". И все из-за того, что бизнес-люд веселится на корпоративных вечеринках. Клерки всегда любили отметить праздник с коллегами, но раньше дело чаще всего ограничивалось посиделками в холле офиса или в служебной столовой. Теперь все иначе: фирменные праздники стали организованными, закатанными в профессионально написанные сценарии и очень недешевыми. Сколько компании тратят на праздники для сотрудников и какую программу предлагают? Мы постарались взглянуть на корпоративный праздник глазами и тех, кто его заказывает, и тех, кто его организует. А заодно узнали, что сейчас "гламурненько", а что нет.
Гулять или не гулять?
Во многих компаниях праздник - каждый раз головная боль. Приходится решать массу вопросов, начиная с главного: а стоит ли вообще устраивать вечеринку или лучше сэкономить? .. Как показывает исследование, проведенное компанией Begin Group, почти 90 процентов фирм, несмотря на сомнения и опасения, все-таки отмечает праздники.
Во-первых, считается, что совместное гуляние сплачивает коллектив (хотя на этот счет есть разные мнения), а во-вторых, корпоративный праздник - это "правильное" имиджевое событие. "Вечеринка должна срезонировать как внутри компании, так и снаружи", - уверен директор компании "Фабрика идей" сценарист и шоумен Артур Крупенин. Для многих компаний отказ от праздничных мероприятий может плохо сказаться на имидже - того и гляди заподозрят, что у вас финансовые проблемы. Короче говоря, гуляем...
Но решиться на вечеринку - это только полдела. Дальше начинается мучительный выбор сценария, места и прочее. Клиенты редко могут четко сформулировать свои пожелания. А потому чаще всего компании, особенно крупные, предпочитают не рисковать и выбирают некую усредненную программу.
Стандартный выбор - это мероприятие из двух частей: "официально-речевая" (выступление шефа и концерт) и "колбасно-плясовая". Средний бюджет - 100-200 тысяч долларов на коллектив примерно в 1000 человек. Ну и, естественно, артисты. "Клиенты чаще выбирают сборный концерт из трех-пяти групп. Можно, конечно, пригласить группу "Тату", но если в коллективе средний возраст - сорок лет, то это не их формат. Последняя тенденция - это ретродискотеки 70-80-х. Старые добрые "Сябры", "Песняры" идут просто на ура. Работают они профессионально, да и стоят меньше", - пояснила "Итогам" коммерческий директор концертно-театрального агентства "А. Доронин и К" Зинаида Берзиня. Размер вознаграждения варьируется от двух тысяч долларов (ретрогруппы) до 100 тысяч долларов (суперзвезды). Из российских звезд практически все практикуют выступления на корпоративных мероприятиях. Кто не любит это делать - просто задирают цены. Например, нечасто соглашаются группа "Ленинград", Земфира. Но тысяч за сто евро, наверное, можно попробовать уговорить. О том, чтобы пригласить мировых звезд типа Мадонны, мало кто задумывается всерьез.
Впрочем, в последнее время появился и другой вариант - вместо пьянки-гулянки компании приобщают сотрудников к высокому. Например, в театре снимается зал, сотрудники смотрят спектакль, по окончании - фуршет. Вместо спектакля может быть классический концерт.
Немаловажная часть вечеринки - приглашенные гости. Очень актуально звать в гости знаменитостей - это повышает рейтинг события. Для этого есть специальные люди, которые получают 100-300 долларов за каждую приведенную звезду. Причем сама знаменитость гонорар не получает - фокус в том, чтобы завлечь VIР-гостей бесплатно. Понятно, что это могут сделать только свои, "притусованные" люди. Допустим, намечается солидное мероприятие с участием серьезных людей - тогда и звезде не зазорно появиться там с бокалом шампанского. К тому же ее могут отблагодарить дорогим подарком. В общем, всем приятно.
Программное обеспечение
Для компаний, выбирающих программу праздника и одновременно беспокоящихся о своей репутации, важно ориентироваться в понятиях "гламурно - негламурно". В этом вопросе "Итоги" просветил владелец агентства Emagency Сергей Шиврин. Итак, гламурно: мюзиклы, джазовая музыка, ретро - "Карнавальная ночь", Меньшиков, Рената Литвинова (это даже сверхгламурно). Негламурно: шутки на брежневскую тему, "Бригада", пиво и боулинг Хотя на самом деле и пивную вечеринку можно сделать гламурно, и, напротив, некоторые попытки "сделать гламур" выглядят грубовато. Например, нарочитое воспроизведение исторической обстановки.
Отдельно стоит упомянуть такую часть программы, как номера с животными.
Пантеры, еноты, туканы (это такая птица), дикобразы очень популярны. Так же как и собаки - например, далматины и русские борзые: благородная собака подчеркнет изящество дамы. Но всем им трудно конкурировать со слоном - этот точно станет гвоздем программы. Правда, с другой стороны, его нужно очень аккуратно вписывать в интерьер - предмет, мягко говоря, тяжелый в эксплуатации. В Москве есть не больше двух слонов, которых можно пригласить на вечеринку.Один из них снимался в фильме "Олигарх" и умеет себя вести. Как-то на презентации презервативов под лозунгом "Размер имеет значение" фигурировал слон. Животное имело большой успех. Ему сшили накидку и шапочку в виде презерватива, правда, он что-то раскапризничался, весь наряд сорвал и категорически отказался снова надеть. О том, что бывает, когда слон серьезно капризничает, можно только догадываться. Моя коллега рассказывала, что как-то отдыхала в пансионате и однажды, обнаружив абсолютно развороченный бассейн, спросила у владельцев, в чем дело. Оказалось, накануне была вечеринка, на которую привели слона. А тот был не в настроении, увидел воду и нырнул. Потом его долго вытаскивали. В общем, от кафеля ничего не осталось...
Психология веселья
Самый простой вид корпоративной вечеринки: все садятся за стол и под веселые команды ведущего поднимают рюмки. Один из организаторов корпоративных праздников поделился, какую смету на алкоголь составил его клиент. Итак, внимание! На 300 человек планируется:
1000 бутылок пива, 200 литров разливного пива, 80 литров водки, 150 литров белого вина, 250 - красного, ну и 100 бутылок шампанского. Основательный такой подход к веселью.
"В принципе при минимальном усилии после 4-7 рюмок уже любые номера идут на ура, - говорит Артур Крупенин. -Но нам, конечно, больше нравится работать с нестандартными заказами, когда люди не боятся экспериментов. Хотя такие составляют всего 1 -2 процента от общего количества". Не желая рисковать, руководство фирмы старается идти по проверенному пути с минимальными изменениями: чтобы как в прошлом году, но только пусть елка не слева, а справа. Ну и несколько знаменитостей - из числа обладателей "Золотого граммофона". Наличие известных артистов, правда, не гарантирует веселья в коллективе. "При всем моем уважении к деятелям фанерного искусства далеко не все обладатели "Граммофона" могут зажечь толпу, - говорит Артур Крупенин. - Зато я знаю гениальных лабухов, которым это потрясающе удается: они вживую могут сыграть все. Только говоришь: "Вася, "Цыганочку"... А теперь, Вася, "Дайр Стейтс". И Вася так дает, что люди заводятся". Правда, конечно, многое зависит от способности публики веселиться. Зинаида Берзиня с удовольствием вспоминает корпоративную вечеринку, на которой присутствовали сотрудники одной нефтяной компании, средний возраст 30-35 лет: они сразу настроились хорошо провести время, причем алкоголь им для этого был не очень нужен. Там была активная программа - с пейнтболом и подобными развлечениями, которые воспринимались на ура.
Артур Крупенин за десять лет работы с корпоративными клиентами вывел несколько законов, по которым веселится толпа. По его наблюдению, сложный и непредсказуемый случай - это коллектив меньше 30 человек. Там надо тонко работать, никогда заранее не известно, примут или не примут. Если "взял" тридцать человек, то дальше уже не важно - будет их двести или пятьсот. "Причем если коллектив разношерстный, то больше шансов, что он разгуляется. Многое зависит оттого, есть ли в публике так называемые ходуны - легкие на подъем люди, которые без проблем откликаются на призывы поучаствовать в конкурсе. Если таких найдется 5-8 человек, то отлично - к ним подтянутся остальные", - рассказывает шоумен.
Самая тяжелая публика по его опыту - это большой монолитный коллектив. Особенно если это очень денежная аудитория. Богатые люди не привыкли кого-то слушать, играть по чьим-то правилам, даже если это не всерьез. Их сложно вытащить из скорлупы, тем более если дело происходит на их территории - например, в клубе, где они привыкли общаться по делам. Крупенин выработал несколько приемов, которые помогают справиться: в частности, он заметил, что они не реагируют на слова, но зато их можно привлечь с помощью жестов. Ну и, конечно, очень важно самоощущение самого ведущего: "Публику не обманешь: они сразу почувствуют, если ты всего лишь усиленно пытаешься их развеселить. Зато когда ты сам входишь в азарт, заводишься и тебе становится все равно, что делается вокруг, - вот тут все получается, публика откликается".
А иногда бывает иначе: начальство готово веселиться изо всех сил, оно заказывает тематический сценарий (варианты - от собрания пионерской дружины до пира у графа Дракулы), требует прийти в костюмах. И тогда сотрудники понимают: не придешь, последствия могут быть любыми. Надевают пионерский галстук и целый вечер чувствуют себя идиотами, если, конечно, не напьются до полного безразличия. Зато, по рассказам, иногда удачное выступление на вечеринке заканчивается повышением по службе. Приятно. Одним словом, праздники - дело хоть и веселое, но очень тяжелое.
***
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Не гулять!
В частных беседах с корреспондентом "Итогов" представители ряда фирм высказывали мнение, что корпоративные вечеринки как минимум не приносят пользы: "Если состав компании неравномерен, то какие-то общие увеселительные мероприятия не имеют смысла. Топ-менеджера и технического работника, ну, скажем, менеджера по продажам, совершенно незачем сажать за один стол и сплачивать в одну команду. Если рядовой работник не выполняет свои функции, его заменяют. И его преданность компании в данном случае не сыграет никакой роли. А если он хороший исполнитель -ради бога, пусть будет нелояльным". Более того, некоторые руководители (да и подчиненные тоже) считают, что неформальное общение нарушает субординацию в коллективе. После того как сотрудник увидел подвыпившего начальника, который "зажигает под Шакиру" или поет в караоке: "Show must go o-o-on! " - ему трудно будет воспринимать начальство серьезно. Некоторые руководители в разговоре с "Итогами" честно признавались: "Знаете, у нас компания не очень демократичная, поэтому в праздники поощряется лишь топ-менеджмент - например, коллективной поездкой за границу. Только, наверное, об этом не надо писать".
Есть и безапелляционные мнения: корпоративные вечеринки просто вредны. Речь идет о компаниях, в которых культивируется жесткая конкуренция и чрезвычайно высок разброс зарплат. Там часто процветает элементарный снобизм. То есть сотрудник с зарплатой в 5000 долларов может вовсе не здороваться со своим коллегой, который сидит на окладе в 700 долларов. В этом случае совместное веселье едва ли возможно: вечеринка только подчеркнет "классовое неравенство". Какая-нибудь молоденькая сотрудница потратит целую зарплату на платье и будет все равно чувствовать себя неловко в присутствии сослуживицы в эксклюзивных бриллиантах. Нет единого мнения и в вопросе о том, сплачивают корпоративные праздники коллектив или нет. "Хотя, конечно, корпоративные праздники, их формат, успешность и другие атрибуты обычно являются отражением корпоративной культуры, но сами по себе они едва ли способны решить какую-либо серьезную проблему. Если же пытаться решить проблемы компании одним корпоративным мероприятием, то можно столкнуться с еще большими проблемами - отказом сотрудников прийти и конфликтами среди тех, кто все-таки пришел. Плохо организованный праздник сделает существующие проблемы очевидными для всех сотрудников", - говорит исполнительный директор компании Begin Group Марианна Сливницкая.